13дек2018

Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему «Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

13.12.2018   0 381

Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему

«Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа имени Х. – У. Мамсурова» Бзарова Т.Х.

Дата проведения – 13.12.18 г.

Цели урока:выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; продолжить формирование умений анализировать художественный текст; развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви.

Ход урока

Учитель:

I. Организационный момент.

(Звучит романс на слова И.С.Тургенева «Утро туманное…»).

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (Слайд№1).

- Прослушайте цитату из произведения Тургенева: «Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь».

- Каким словом надо заменить выделенные местоимения? К какому разряду местоимений мы их относим?

(Получилось у нас «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь». (Слайд № 2).

- Что имел автор в виду?

- Эти слова Тургенева будут эпиграфом к сегодняшнему уроку. (В конце урока мы вернемся к нему и скажем свое мнение, прав ли был Тургенев).

- Из какого произведения эта цитата? («Воробей»).

- О любви к кому говорится в тексте стихотворения?

- А теперь сформулируйте тему урока:

- Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ ТЕМЫ УРОКА (Слайд №3).

- Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине. У Тургенева нет такой повести и такого романа, где его герои не проверялись бы любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Перед вами листочки, на них укажите своё имя и фамилию. Сейчас мы напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру «1», если нет – «0». Слушайте внимательно (Слайды № 4-5).

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1
  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино.

10.В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

- В конце урока мы проверим, правильно ли вы отвечали.

Обратите внимание на высказывание Тургенева о сущности любви: «Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли… В любви одно лицо – раб, а другое – властелин». (СЛАЙД № 6)

- Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

- Испытывал ли из вас чувство любви к кому – то? (ответы учащихся – к матери, отцу, одноклассникам,…).

- В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, и Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

- Сколько любовных сюжетов в романе?

- Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров и Одинцова.
  2. Павел Петрович и княгиня Р.
  3. Аркадий и Катя.
  4. Николай Петрович и Фенечка (Слайд № 7).

- Нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой?

Но прежде вспомним, какой он, Базаров, до встречи с Одинцовой? Мне бы хотелось, чтобы в ваших ответах прозвучало отношение Базарова к искусству, природе, поэзии. Ну и конечно, отношение к любви. Дома вы готовили сообщения о взглядах Базарова на вечное.

- Как он относится к искусству? (Зачитать цитаты).

(«Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».

«Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта».

- Только ли у Базарова было такое отношение к искусству?)

(Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов. Она не хотела тратить время на то, что по их словам, не приносит практическую пользу стране).

- Как же смотрит Базаров на природу? (Зачитать цитаты)

(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь).

- Каково отношение Базарова к поэзии?

- Прав ли Базаров в своих взглядах на искусство, природу и поэзию?

- А как он смотрит на любовь? Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. (Ребята приводят цитаты).

(«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец».

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».).

«Свободно мыслят между женщинами только уроды»).

- Прав ли Базаров?

(ВЫВОД: У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека).

- Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

- Что это за встреча?

- Кто эта женщина? (СЛАЙД № 8).

- Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? (Просмотреть фрагмент из фильма «Отцы и дети» о первой встрече Базарова с Одинцовой).

(Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё).

- Расскажите о её прошлом.

(Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку, родную сестру матери.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге).

- Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней? Произошли ли в нем какие – либо изменения?

(Цинично, как положено естествоиспытателю: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

- А что такое «Цинизм»? (находят в словаре).

- Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое. (Слайд № 9) (Цинизм, досада, испуг, любопытство, стремление понравиться, интерес, мучительное чувство).

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

- Подберите синонимы к слову «цинизм», «конфуз».

- Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

- Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

- Какие его действия, слова указывают на это. (Слайд № 10).

Работа с текстом (зачитать).

(«Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило».

«Сердце у него действительно так и рвалось».

«Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый»).

ВЫВОД: Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал».

- Как думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

- А как объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (Просмотр фрагмента из фильма «Отцы и дети»).

- Цель жизни Одинцовой? (Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие).

- Каково ее отношение к Базарову? (Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

- Что же привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет? (Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

-Базаров способен на любовь? (Способен на большое и глубокое чувство).

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить).

- Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла в горькую, терпкую жизнь. Одинцова боится потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать).

- Согласны вы с тем, что кто – то должен уступать? Почему? (Примеры из жизни).

- Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений?

- Но мы знаем немало случаев, когда люди успешно преодолевают это расстояние при одном условии – при условии взаимной большой любви. (Привести примеры из литературы, из жизни).

- Была ли такая любовь у прекрасной аристократки?

- Что стало с Базаровым?

- Как же складываются отношения у других героев? Проверим, как вы справились с домашним заданием. (Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют. Идет показ слайдов № 11, 12, 13).

1 группа - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;

2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;

3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.

- Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати. Какова их функция в замысле автора? (Тургенев любит сравнения и мягкие, изящные контрасты. Именно поэтому любовь Базарова показана на фоне разгорающейся любви Аркадия к Кате).

- В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви.

- Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

- Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

- Аркадий и Катя – земная любовь.

- Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 14). Ваша задача – найти среди них «вашу» героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.

Иллюстрация №1 – Катя Локтева;

Иллюстрация №2 – княгиня Р.

Иллюстрация №3 – Фенечка.

- Как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман «Отцы и дети»?

(Для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер).

- Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

(Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман).

- Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.

Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами.

В отношении с Фенечкой Николай Петрович робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Аркадий меняется, «возвращается» к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 15).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа «Отцы и дети».

III. ИТОГИ УРОКА.

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру «Угадай-ка». На доске разноцветные сердечки (из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

Розовое сердце – 5 баллов. - В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце – 1 балл. - Что стало поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце – 5 баллов. - Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце – 3 балла. - Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце – 5 баллов. - Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Жёлтое сердце – 2 балла. - Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

- Итак, дочитаны последние страницы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»,

Литературный критик Николай Страхов писал: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман ... всегдашний».

- Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»? Подберите синоним к слову «всегдашний».

(Всегдашними, вечными были и остаются природа, поэзия, любовь.

Навечно в истории литературы остались и останутся герои романа).

- А теперь проверьте каждый свой диктант. На все ли вопросы вы ответили правильно?

- (Чтение эпиграфа учителем) Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпиграфе романа? Согласны вы с Тургеневым?

- Представьте себе, что вы проходите сквозь ворота любви. Скажите, каких качеств вы хотели бы лишиться, и какие высокие могли бы приобрести, познакомившись с героями И.С.Тургенева? (не смотреть на материальное положение, как Одинцова, ценить в человеке нравственные качества, как Аркадий и Катя,…)

IV. ОЦЕНКИ.

V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (на выбор): «Письмо Одинцовой от Базарова»; «Письмо Кате от Аркадия»; «Письмо княгине Р. от Павла Петровича»; «Письмо Фенечке от Николая Петровича».

Добавить комментарий