13фев2017

Тема: Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих.

13.02.2017   0 1230


Тема: Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих.

3 класс учитель Дзлиева Маргарита Трофимовна

Цель: расширять знания о функциях мягкого знака в русском языке.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2013 год; карточки с заданиями для исследовательской работы в паре; презентация, компьютерное сопровождение урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

-Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Садитесь.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

. II. Актуализация знаний.

1.Повторение изученного об имени существительном.

-Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

-Что мы уже знаем об имени существительном?

3. Запись числа в тетради.

.ди..адц.тое ф.вр.ля. (вставить пропущенные буквы с объяснением)

4. Повторение шипящих звуков.

- Послушайте стихотворение. (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На "отлично" напишу.

- Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?» (Шипящие согласные звуки.)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] .

- Охарактеризуйте эти звуки.

(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются.).

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

1. Актуализация знаний. Определение назначения Ь.

Слайд № 2.

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (хором)

- Объясните лексическое значение слова чудных (интересных, удивительных)

Просвещение (учёба, обучение, узнавание нового)

-В этом выражении встречается очень интересная буква. Догадайтесь, какая? Что в ней интересного? (она немая, не обозначает звук)

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

- Давайте определим роль мягкого знака в словах:

ü просвещенья (разделяет согласный и гласный);

ü сколько (смягчает согласный);

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы: Слайд № 3.

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

2. Словарная работа.

Слайд № 4.(словарные слова)

Вставить пропущенные буквы и записать в слова в два столбика (1ст. смягч. Ь; 2ст. разд . Ь)

Проверка Слайд № 5.(проверка)

3.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Слайд № 6. (роль Ь)

Мне кажется, Ь хочет нам что-то сказать. (что он выполняет ещё какую-то работу)

Слайд № 7.(найди существительное)

Слайд № 8. (понаблюдаем)

- В какую группу вы запишите слова речь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа ь знака.

Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

3. Постановка проблемы учащимися.

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)

Слайд № 9.(предложения)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

Слайд №10.(наблюдаем)

-Какая возникла проблема?

(Почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий то пишется Ь, то не пишется) Слайд №11.

4. Определение целей урока.

- Давайте сформулируем тему нашего урока? Слайд №12.

Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.

Слайд №13 (цели).

IV. Работа по теме урока.

  1. 1. Открытие детьми нового знания. Работа в паре.

Слайд №14. (карточки)

- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.

Задание для мальчиков:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

Каждая группа выполняет задание в тетрадях. Делаем вывод.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа ь знака в эти словах?(Грамматическая, он указывает на род).

Слайд №15.

Слайд №16 (алгоритм).

Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.

3. Физкультминутка.

Имя существительное –
Очень удивительное:

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака–попрыгайте на стуле.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш.

4. Первичное закрепление.

Повторение алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».

-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных?

Слайд №17. (задание)

Слайд №18. (самопроверка)

V. Закрепление изученного на уроке.

1.Отгадать загадки, записать отгадки, объяснить орфограмму.

Отгадавший комментирует написание.

Слайд №19.

1.Птица, вестник весны—грач

2.Сказочный транспорт Емели – печь

3.Открывает замок—ключ

4.Лёгкое пальто—плащ

5.Ребёнок—малыш

6.Тёмное время суток--ночь

2.Работа с деформированным текстом .

Слайд №20. (подчеркнуть грамматич.основу предл.)

3. Проверка выполнения творческого задания.

VI. Самостоятельная работа Слайд №21.

Слайд №22.(проверка)

VII. Задание на дом.

Правило с. 31

Упр.53 или зач.тетрадь стр.61 №4 (на выбор)

VIII. Рефлексия

Материал на закрепление (карточки) (взаимопроверка)

IX. Обобщение и систематизация знаний и умений..

- Какова была цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке. Что было легко? Что было трудно?

- Что понравилось?

X.Итоги.

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки...

-На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.

Добавить комментарий