28апр2014

Урок по химии ""Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

28.04.2014   0 11671

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Цели:

1. Закрепить знания о номенклатуре и свойствах различных классов соединений. Развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать. Выявлять и устанавливать взаимосвязи между различными классами неорганических соединений.

2. Способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательных мотивов учащихся, сенсорных способностей, внимания, воображения, памяти.

3. Формировать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»; видео-ролик «Восстановление оксида меди(II) водородом»; реактивы: CuSO4, NaOH, нагревание.

Ход урока

Учитель:

Мы с вами изучили 4 класса неорганических соединений, давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему «Основные классы неорганических соединений» (слайд 2).

Вопросы:

1. Что такое вещество?

2. На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и сложные.)

3. Дать определение простым веществам, на какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы).

4. Дать определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?

Выполнить задание

Дать определение классу соединений и назвать вещества. Слайд 3 (оксиды), 4 (кислоты), 5 (основания), 6 (соли).

Химический диктант (слайд 7)

  1. Оксид фосфора (V)
  2. Соляная кислота
  3. Нитрат алюминия
  4. Гидроксид магния
  5. Оксид меди (II)
  6. Сульфат кальция
  7. Написать уравнениеполучения фосфата натрия путем реакции нейтрализации.

Ученики обмениваются с соседом по парте работами и проверяют задания.

(слайд 8)

Проверенные работыс отметками сдать.

Выполнить задание:

из формул (H2SO3, NaCl, Ba(OH)2, H2O, S, BaO, Ba, SO2, HNO3, BaSO3, MgO, KOH) которые вы видите на экране выберите те, которые содержат один и тот же элемент, но принадлежат разным классам соединений, распределите их по усложнению состава, начиная с простого к более сложному, по вариантам.

1 вариант в качестве повторяющего элемента использует металл,

2 вариант – неметалл. (Слайд 9)

У нас получилось 2 цепочки или ряда, в каждой есть что-то общее.

В 1-м ряду – химический элемент Ва,

во 2-м – химический элемент S.

Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству. Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген). Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Ва), для второй цепи (S). Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими.

Генетический ряд – это ряд веществ разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент ( слайд 8).

Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:

Простое вещество — оксид — гидроксид — соль ( слайд 9)

Мы с вами уже знаем, что простые вещества делятся на 2 группы металлы и неметаллы (слайд 12), поэтому существует 2 вида генетических рядов,

1—генетический ряд металлов (слайд 9)

и генетический ряд неметаллов (слайд 9) .

Выполнить задание

Осуществите цепочки превращений (слайд 10)

Ba — BaO Ba(OH)2 BaSO3

S SO2 H2SO3 BaSO3.

Творческое задание

Можно ли составить обратный генетический ряд? Как вы думаете, с какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO4 и практически осуществим цепочку превращений (слайд 13)

CuSO4 — Cu(OH)2 — CuO — Cu

1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (демонстрационный опыт )

2) Cu(OH)2 = CuO + H2O (демонстрационный опыт)

3) СuO + H2 = Cu + H2O (показ видеоролика слайд 14)

Вывод.Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

Закрепление

Осуществить цепочку превращений: (слайд 15)

Fe(OH)2 — FeO — FeSO4 — Fe

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы узнали:

1. Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

2. Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

3. Научились осуществлять цепочки превращений.

Домашнее задание

Пар. 42, упр.1 (3 цепочки из параграфа), (слайд16).

Добавить комментарий