09апр2018

Расы и их происхождение

09.04.2018   0 134

МКОУ «Школа имени Х.-У. Мамсурова»

Муниципальный семинар по биологии

учитель: Хубаев Г.К. 9 клас

Цель: углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека;

Показать полиморфность вида Человек разумный; сформировать знания об особенностях рас человека;

Раскрыть единство происхождения всех рас человека; обосновать равноценность и генетическое

единство человеческих рас; формирование научного мировоззрения.

Оборудование: таблица «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас;

.Тип урока:комбинированный.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Проверка знаний.

Ребята мы с вами изучаем главу «Происхождение человека». Изучаем наших далеких предков.

1.Вопрос учителя, Какие элементарные факторы эволюции оказывали влияние на развитие наших предков.

Вопрос№- 2.Современное положение человека в системе органического мира следующее:

вид Человек разумный

род Человек

семейство Гоминиды

подотряд Обезьяны

отряд Приматы

подкласс Плацентарные

класс Млекопитающие тип Хордовые

подтип Позвоночные царство Животные.

Вопрос№-3.Ребята мы с вами изучаем главу «Происхождение человека», какие стадии эволюции человека вы можете назвать?

Вопрос№-4.Какие морфологические признаки сформировались у представителей рода Номо к моменту появления Человека разумного.

(Австралопитеков.Архантропов,………

Опрос №5-В чем проявляется биосоциальная сущность человека.

Изучение нового материала.

Разница в цвете кожи -

Не в счет.

В людях - черных, белых, желтых -

Красная кровь течет!

Р. Рождественский.

Организационный момент.

Сегодняшний наш урок я хочу начать статьей главного закона России-Конституции РФ “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождении. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям” (статья 19.2 из конституции РФ). Мы ответим на проблемный вопрос: относятся ли к одному виду двухметровый чернокожий баскетболист, миниатюрная вьетнамка, краснокожий индеец? Что такое расы?

Как они формировались и стоит ли делить людей по цвету кожи?

1. Полиморфность вида Человек разумный.

Более столетия различные экспедиции антропологов работают в различных уголках земного шара, изучая многообразие форм человечества. Изучены племена в самых труднодоступных районах (в тропических лесах, пустынях, на высокогорье, островах), и в результате современное человечество в морфологическом и физиологическом отношениях исследовано, пожалуй, лучше, чем любой другой биологический вид.

Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как первобытные люди расселились по Земле.

Считается, что Человек разумный сформировался у восточных берегов Средиземного моря и в Северо-Восточной Африке.

Из этих районов первые кроманьонцы расселились в Южную Европу, по Южной и Восточной Азии вплоть до Австралии. Через северо-восточную оконечность Азии пришли и Америку — вначале на запад Северной Америки, откуда спустились в Южную Америку, (рис.).

Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 40-70 тыс. лет назад, в процессе заселения человеком разумным земного шара, т. е. еще на стадии раннего кроманьонца.

Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях: они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, t°, пищи и т.д.

Все это отразилось на их внешнем облике: цвете волос и кожи, форме волос (прямые, волнистые, курчавые), форме головы, губ и носа, росте и весе, длине рук и ног.

Также возникли физиологические различия в химическом составе крови, в интенсивности основного обмена, в восприимчивости к определенным болезням.

Так возникли расовые отличия - биологические особенности, которые появились в связи с жизнью людей в разных природных условиях.

Таким образом- исследования показали , что, хотя современное человечество принадлежит к одному единому виду Homo sapiens, этот вид является полиморфным, так как образует несколько различных внутривидовых групп, давно получивших название расы.

Расоведение - наука, изучающая происхождение, развитие и историю человеческих рас. Нельзя смешивать два понятия - раса и нация. В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада. Раса же представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом.

Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического совершенства.

2. Три основные расы современного человечества: негроидная, монголоидная и европеоидная.

Сообщения учащихся, беседа с использованием фотографий.

Характеристика больших человеческих рас.

Признаки рас отражены на схеме.Каждая большая раса делится на малые, их около 30. Например, внутри негроидной расы выделяют негрскую, негрилльскую, бушменскую, австралийскую и другие малые расы.

Приложение 2.

Схема расовой классификации современного человека

По окружности приведены названия больших рас, в секторах — названия малых рас, между большими расами — по две переходны расы

Вывод:

  • Раса исторически сложившаяся внутривидовая группировка, состоящая из популяций Человека разумного.
  • В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки.
  • Сходство морфофизиологических и психических свойств человеческих рас. Рассказ учителя с использованием таблицы.

3. Наследственный характер расовых особенностей.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. Поэтому сейчас представители различных рас часто проживают на одной и той же территории. Но в далеком прошлом, когда еще действие социальных факторов было невелико, безусловно, многие признаки, характерные для той или иной расы, явились приспособлением к определенным физико-географическим и климатическим

условиям внешней среды и были выработаны под действием естественного отбора.

Например, темная окраска кожи и волос у жителей экваториальных районов Земли возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей солнца.

У негров Африки сформировалась высокая удлиненная черепная коробка, которая обогревается меньше, чем круглая и низкая. Курчавые волосы, создающие вокруг головы воздухоносный слой, развились как защита от перегрева при действии жарких солнечных лучей; толстые губы, широкий нос и удлиненные пропорции тела при малом весе появились как способы увеличения поверхности тела, полезного -для теплорегуляции (теплоотдачи) в жарком климате.

. Плоское лицо монголоидов с мало выступающим носом оказалось полезным в условиях резко континентального климата и сильного ветра, к тому же гладкая обтекаемая поверхность меньше подвержена обморожению.

Наиболее заметное различие между расами - по цвету кожи. Большинство современных приматов имеют темную пигментацию. Возможно, что и древний человек был темнокожим.

Почему же слабо пигментирована кожа европейцев и монголоидов? Существует гипотеза, согласно которой в местах их расселения произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. В коже ультрафиолет участвует в образовании витамина D, который повышает всасывание кальция и фосфора из кишечника, предупреждая таким образом выведение этих веществ из костной ткани, нехватка витамина D приводит к рахиту.

Таким образом морфологические признаки рас служат доказательством того, что в расообразовани -природная среда, ее абиотические и биотические факторы имели большое влияние.

Как и у всего живого мира, у человека внешние условия вызывали изменчивость и появление различных приспособительных свойств, а естественный отбор сохранял наиболее удачные варианты приспособленности.

Тогда многие расовые признаки имели большое адаптивное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определенной географической среды. Однако с развитием социальных отношений (общение, речь, совместная охота и др.), усилением действия социальных факторов влияние среды, как и давление естественного отбора, перестало быть для человека формообразующей силой. Несмотря на появление многочисленных расовых различий в морфологических и физиологических признаках, репродуктивной изоляции между расами людей не произошло. По интеллектуальному потенциалу умственным способностям расы также не имеют различий.

Активное перемещение по планете и возникающие при этом совместные поселения многих людей на одних и тех же территориях показали, что обособленность человеческих рас, их морфологические, физиологические и психические отличия в результате смешанных браков уменьшаются и даже теряются. Это служит убедительным подтверждением единства вида Человек разумный и доказательством того, расовые различия касаются лишь признаков морфологии и физиологии, Все человеческие расы стоят на одном биологическом уровне развития.

Можно ли сказать о том, что эволюция человечества завершена?Человечество изменяется и сейчас, особенно широкое распространение имеет процессы грацилизации (снижение общей массивности скелета) и акселерации (ускорение развития всего организма). У грудных детей раньше удваивается масса, на год раньше чем в прошлом веке сменяются зубы на постоянные. За последние 100 лет подростки 14–16 лет стали на 15–16 см выше. Все эти изменения идут параллельно у представителей разных рас.

Основные факторы расогенеза.(Это наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция)

5. Ложная теория расизма

Расизм - антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности низших и превосходства высших рас. Расизм утверждает биологическую неравноценность различных рас с целью оправдания политики расовой дискриминации, политики угнетения и порабощения одного народа другим. Расизм - порождение социал дарвинизма. Основателем расизма является граф де Гобино, который пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе.

В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство, чтобы каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в великом содружестве племен нашей планеты.

Сообщения учащихся, беседа с использованием фотографий

Закрепление знаний: № 1. Какие признаки лежат в основе деления человечества на расы.(морфологические
признаки).

• №2- В чем проявляется единство человеческих рас?

Расы являются местными популяциями вида Человек разумный, а не отдельными видами. Приведем доказательства единства человеческих рас:

  1. Сходство строения тела (единство строения черепа, мозга и т. д.);
  2. Физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни и т. д.);
  3. Единство происхождения;

Неограниченное скрещивание представителей различных рас и плодовитость потомства от смешанных браков (объединение у одного человека признаков различных рас часто сопровождается повышением жизнеспособности, то есть эффектом гетерозиса).

•. №3- Назовите основные факторы расогенеза.(Это наследственная изменчивость, естественный

отбор и изоляция)

№4-Итак что же такое расы? Зачитывание понятия расы. (Определение на доске.)

№5-А к какой расе относимся мы с вами? (Обсуждение, вывод.)

4. Выводы по уроку:

Запись в тетради.

Как называются потомки от смешанных браков между европеоидным и негроидным населением?Мулаты.

Кого же называют метисами? (Потомки от смешанных браков между разными расами.)

Вспомните из истории и обществознания определение нации.

Нация – совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований и политических интересов.(Национальное сознание является сравнительно поздним продуктом исторического процесса.)

Дом, задание. § 48 учебника, выполнить задания в конце параграфа и задания 1, 5-8 в рабочих

тетрадях.

Творческое задание. Подготовить сообщения о месте и роли человека в биосфере.

Добавить комментарий