08фев2018

Открытый урок. Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.

08.02.2018   0 88

Открытый урок.

Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.

Подготовила: учитель русского языка и литературы Бзарова Тамара Хадзимуссаевна

Дата проведения: 08.02.18г.

Цели урока: -расширить знания учащихся о биографии писателя; определить социально-нравственные проблемы рассказа;

-развивать навыки анализа текста; обучать ведению диспута;

-способствовать развитию творческого мышления учащихся;

-воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока

  1. 1. Орг. момент.
  2. 2. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы поговорим о личности и творчестве Л.Н. Толстого. Нам предстоит расширить знания о биографии писателя, определить социально - нравственные проблемы рассказа «После бала». Проанализировав произведение, мы должны будем ответить на вопрос: несет ли человек моральную ответственность за происходящее? (Слайд 1)

  1. 3. Проверка домашнего задания.

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Слайд 2)

- Какие его произведения вы читали?

- Что такое рассказ? (Слайд 3)

(Рассказ - эпический жанр. Основу рас­сказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рас­сказе, как правило, одна сюжетная линия.)

- Докажите, что «После бала» - рассказ.

-Когда написан рассказ? (Рассказ написан в 1903 году.)

- Какие события стали сюжетной основой рассказа?

Сю­жет­ной ос­но­вой рас­ска­за стала дей­стви­тель­ные со­бы­тия, про­изо­шед­шие с бра­том Л. Н. Тол­сто­го – С. Н. Тол­стым. Вар­ва­ра Ан­дре­ев­на Ко­рейш была до­че­рью во­ин­ско­го на­чаль­ни­ка в Ка­за­ни. Чув­ства Сер­гея Ни­ко­ла­е­ви­ча к этой де­вуш­ки угас­ло после того, как он, ве­се­ло тан­це­вав­ший с ней на балу ма­зур­ку, на дру­гое утро уви­дел, как её отец рас­по­ря­жал­ся про­гна­ни­ем сквозь строй бе­жав­ше­го из ка­зар­мы сол­да­та. Этот слу­чай без со­мне­ния тогда стал из­ве­стен Льву Ни­ко­ла­е­ви­чу. Рас­сказ «После бала» был на­пи­сан в конце жизни пи­са­те­ля.

- О каком времени пишет Тол­стой?

(О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая I, прозванного Николаем Палкиным.)

- Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!») (Слайд 4).

УЧИТЕЛЬ: Первоначально Толстой называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?

(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала, повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец его возлюбленной.)

- Какой композиционный прием использует Толстой в рассказе?(Слайд 5).

В рас­ска­зе «После бала» Тол­стой ис­поль­зу­ет ком­по­зи­ци­он­ный приём рас­сказ в рас­ска­зе. С по­мо­щью этого при­е­ма он сна­ча­ла по­зна­ко­мит чи­та­те­ля с глав­ным дей­ству­ю­щим лицом, ко­то­рое в даль­ней­шем ста­нет ос­нов­ным рас­сказ­чи­ком. Таким об­ра­зом, в рас­ска­зе со­зда­ёт­ся двой­ной ав­тор­ский взгляд на по­вест­во­ва­ние и со­зда­ёт­ся до­пол­ни­тель­ная до­сто­вер­ность. Глав­ным рас­сказ­чи­ком яв­ля­ет­ся Иван Ва­си­лье­вич, ко­то­рый вспо­ми­на­ет ис­то­рию своей мо­ло­до­сти. Это был пе­ри­од 40-х годов 19 века. По­вест­во­ва­ние со­сто­ит из несколь­ких ча­стей.

- Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала?

(Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя. Тол­стой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых ге­роями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том, «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)

- Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет?

(Мы узнаем, что это «всеми ува­жаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные… мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.)

- Какие события описаны в рассказе?

(В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата - экзекуция.

Экзекуция – порядок приведения в исполнение телесного наказания или смертельной казни).(Слайд 6)

Учитель: Толстой целенаправленно шел по пути самопознания. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло. Всю жизнь занимался самосовершенствованием, сутью которого являлось стремление быть нужным, полезным, делать добро, различать правду и ложь, быть высоконравственным человеком.

- А что такое нравственность? Что такое мораль?(Слайд 7).

- Какого человека можно назвать высоконравственным? (Чтение из толкового словаря и запись определений в тетрадь.)

Именно проблему нравственности ставит Л.Н. Толстой в рассказе «После бала». Попытаемся разобраться в прочитанном и ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока.

- Какой «случай» перевернул жизнь Ивана Васильевича?

Картина экзекуции, которая предстала перед влюблённым рассказчиком, полностью разрушила его мечты. Реальная действительность грубо вторглась в мир жизнерадостного юноши, беспощадно поломав его.

- Какого было состояние И.В. после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.

- Дочь за отца не отвечает.

Почему же любовь Ивана Васильевича с того памятного утра пошла на убыль?

(Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).

И. В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И. В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.

УЧИТЕЛЬ: Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала — в истинном свете, без маски. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по следующим вопросам.

  • На какие выводы о душевных качествах полковника наталкива­ет его поведение по отношению к дочери на балу?

(В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. Варенька платит отцу любовью и даже гордится им).

  • Искренен ли он с ней и другими?

(Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и по­сле бала, как ревностный николаевский служака, по давно тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)

  • Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу.

(Полковник убежден, что делать «надо все по зако­ну»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «ее услужливому молодому человеку…» А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)

-Что необычного вы увидели в построении рассказа? (Это рассказ в рассказе; зачитывается начало произведения: разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием). (Слайд 8).

-Что построено на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев)

-Для чего здесь используется этот прием?

(Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности)

Анализ эпизодов

Составление таблицы в тетради. Примеры контрастов.(Слайды 9 – 11)

ОБСТАНОВКА

НА БАЛУ

ПОСЛЕ БАЛА

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.

В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

- Что помог передать контраст?

(Эти события противопоставлены друг другу.Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)

СОПОСТАВЛЕНИЕ

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идет спотыкаясь и корчась от боли.

Бал

После бала

Опи­са­ние са­мо­го со­бы­тия

«…был я в по­след­ний день Мас­ле­ни­цы на бале у гу­берн­ско­го пред­во­ди­те­ля, доб­ро­душ­но­го ста­рич­ка, бо­га­ча-хле­бо­со­ла и ка­мер­ге­ра. При­ни­ма­ла такая же доб­ро­душ­ная, как и он... Бал был чу­дес­ный: зала пре­крас­ная, с хо­ра­ми, му­зы­кан­ты…»

«Когда я вышел на поле, где был их дом, я уви­дал в конце его, по на­прав­ле­нию гу­ля­нья, что-то боль­шое, чёр­ное и услы­хал до­но­сив­ши­е­ся от­ту­да звуки флей­ты и ба­ра­ба­на. В душе у меня всё время пело и из­ред­ка слы­шал­ся мотив ма­зур­ки. Но это была ка­кая-то дру­гая, жёст­кая, нехо­ро­шая му­зы­ка».

Глав­ное дей­ству­ю­щее лицо

Ва­рень­ка: «Она была в белом пла­тье с ро­зо­вым по­я­сом и в белых лай­ко­вых пер­чат­ках, немно­го не до­хо­див­ших до худых, ост­рых лок­тей, и в белых ат­лас­ных баш­мач­ках».

«…видел толь­ко вы­со­кую строй­ную фи­гу­ру в белом пла­тье с ро­зо­вым по­я­сом, ее си­я­ю­щее, за­ру­мя­нив­ше­е­ся с ямоч­ка­ми лицо и лас­ко­вые, милые глаза. Не я один, все смот­ре­ли на нее и лю­бо­ва­лись ею, лю­бо­ва­лись и муж­чи­ны, и жен­щи­ны, несмот­ря на то, что она за­тми­ла их всех. Нель­зя было не лю­бо­вать­ся».

На­ка­зы­ва­е­мый сол­дат: «При каж­дом ударе на­ка­зы­ва­е­мый, как бы удив­ля­ясь, по­во­ра­чи­вал смор­щен­ное от стра­да­ния лицо в ту сто­ро­ну, с ко­то­рой падал удар, и, оска­ли­вая белые зубы, по­вто­рял ка­кие-то одни и те же слова. Толь­ко когда он был со­всем близ­ко, я рас­слы­шал эти слова. Он не го­во­рил, а всхли­пы­вал: «Брат­цы, по­ми­ло­сер­дуй­те. Брат­цы, по­ми­ло­сер­дуй­те».

«Когда ше­ствие ми­но­ва­ло то место, где я стоял, я мель­ком уви­дал между рядов спину на­ка­зы­ва­е­мо­го. Это было что-то такое пест­рое, мокрое, крас­ное, неесте­ствен­ное, что я не по­ве­рил, чтобы это было тело че­ло­ве­ка».

Опи­са­ние пол­ков­ни­ка

«Отец Ва­рень­ки был очень кра­си­вый, стат­ный, вы­со­кий и све­жий ста­рик. Лицо у него было очень ру­мя­ное, с бе­лы­ми à laNicolas I под­ви­ты­ми усами, бе­лы­ми же, под­ве­ден­ны­ми к усам ба­кен­бар­да­ми и с за­че­сан­ны­ми впе­ред ви­соч­ка­ми, и та же лас­ко­вая, ра­дост­ная улыб­ка, как и у до­че­ри, была в его бле­стя­щих гла­зах и губах».

«Пол­ков­ник шел подле, и, по­гля­ды­вая то себе под ноги, то на на­ка­зы­ва­е­мо­го, втя­ги­вал в себя воз­дух, раз­ду­вая щеки, и мед­лен­но вы­пус­кал его через от­то­пы­рен­ную губу».

«…я видел, как он своей силь­ной рукой в зам­ше­вой пер­чат­ке бил по лицу ис­пу­ган­но­го ма­ло­рос­ло­го, сла­бо­силь­но­го сол­да­та за то, что он недо­ста­точ­но силь­но опу­стил свою палку на крас­ную спину та­та­ри­на.

– По­дать све­жих шпиц­ру­те­нов! – крик­нул он, огля­ды­ва­ясь, и уви­дел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, гроз­но и злоб­но на­хму­рив­шись, по­спеш­но от­вер­нул­ся».

Со­сто­я­ние рас­сказ­чи­ка

«Я был не толь­ко весел и до­во­лен, я был счаст­лив, бла­жен, я был добр, я был не я, а ка­кое-то незем­ное су­ще­ство, не зна­ю­щее зла и спо­соб­ное на одно добро».

«А между тем на серд­це была почти фи­зи­че­ская, до­хо­див­шая до тош­но­ты, тоска, такая, что я несколь­ко раз оста­нав­ли­вал­ся, и мне ка­за­лось, что вот-вот меня вы­рвет всем тем ужа­сом, ко­то­рый вошел в меня от этого зре­ли­ща».

- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

(Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что сцена наказания показана после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

- В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем надругательства над человеком?

Весной, в масленичную неделю. Масленица – подготовительная неделя к Великому посту. Она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянию. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворительности.

- Почему Иван Васильевич не вмешался происходящее?

(Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал что полковник «что-то знает такое», чего он не знает.Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отче­та в том, что произошло: «…мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)

- Почему полковник «поспешно отвернулся» от Ивана Василь­евича?

(Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Ва­сильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться. Другое мнение: полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)

- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем?

(Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)

  • Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.
  • Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)
  • - Почему Толстой изменил финал?
  • Окончательный финал (тот, который автор оставил) показывает внутреннюю работу героя.
  • Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.
  • Иван Васильевич ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА.Он выбирает путь внутреннего совершенствования.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

- А теперь вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале нашей беседы, и попытаемся на него ответить.

-Несет ли человек моральную ответственность за происходящее?(Слайд 12).

(Каждый человек несет моральную ответственность за происходящее. Мы должны сопоставлять свои поступки с законами нравственности. Воспитывать в себе лучшие качества личности. Не каждый может назвать себя высоконравственным человеком, но всякий должен стремиться им стать. Может быть, тогда справедливость и человечность будут править миром.)

- Изменится ли мир, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?

4. Работа с иллюстрациями

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?

- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?

5. Выводы

- Какие проблемы ставит Л.Н. Толстой в рассказе?

Домашнее задание:

1). Ответить на вопросы учебника.

2). Подготовить характеристику героев рассказа «После бала».

3). Прочитать статью учебника «Поэзия родной природы», подготовитьеё краткий пересказ.

Тест1.

1. Жанр произведения:

А) очерк
Б) повесть
В) рассказ

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение

3. Произведение заставляет задуматься о:

А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

4. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) он утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:

А) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
Б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
В) призывает бороться с произволом.

Тест 2

1) Какой художественный приём лежит в основе композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность событий

б) контраст

в) цикличность событий

2) С каким чувством описывает главный герой сцену«На балу»?

а) возмущение

б) пренебрежение

в) восторг

З) В каком платье была Варенька на балу?

а) белое платье с розовым поясом

б) бархатное пюсовое (тёмно-коричневое)

в) розовое

4) С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) белые усы и бакенбарды

б) замшевая перчатка

в) блестящие глаза и радостная улыбка

г) домодельные опойковые сапоги

5) Определите основную идею рассказа

а) осуждение деспотизма

б) осуждение бездумного исполнения правил

в) идея личной ответственности человека

б) Накануне какого праздника устраивался бал в доме

губернского предводителя

а) масленица

б) рождество

7) Почему полковник, добрый и чуткий во время бала, оказывается жестоким и бессердечным по отношению к солдатам?

а) добросовестно выполняет свои обязанности

б) автор показывает двуличие героя

8) Какие звуки, мелодия слышатся во время жестокой расправы с беглым солдатом?

а) звуки трубы

б) свист флейты и барабанная дробь.

В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай?".
За все свои действия человек должен быть в ответе, потому что человек - существо мыслящее и всегда делающее свой выбор, единственно верный для каждого из нас. Толстой призывает своих читателей не делать бездумных поступков. По мнению писателя человек должен руководствоваться нравственными принципами и моральными ценностями в жизни. Рассказ "После бала" имеет острую социальную направленность. "Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей", - говорил Толстой. А законы, уродливые законы общества, делают людей хуже.

Другая проблема произведения: "Способен ли человек противостоять среде, имея твёрдую жизненную позицию? ". Вопрос риторический - каждый должен дать на него ответ сам, сделав свой выбор. Толстой отвечает на него за героя и за себя

- Кого из героев можно назвать высоконравственным человеком? Почему?

- Какова идея рассказа? Главная идея рассказа – протест против насилия и лицемерия, против унижения достоинства человека.

- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

- Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?

- Что взяли для себя с этого урока?

Заключение

Значение рассказа огромно.В нём перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой – 40-е годы XIX века, эпоха правления Николая I, и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных и нравственных проблем – 900-е годы.

Но пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Ведь 900-е годы – это эпоха назревающего в стране кризиса перед русско-японской войной, которую Россия проиграла, и первой революцией 1905 года. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.

В рассказе читатель переносится в 40-е годы 19 века. В России правит Николай I, прозванный в народе Николаем Палкиным (Павлович).

В русской армии свирепствовала жесточайшая палочная дисциплина: за малейшую провинность солдаты подвергались суровым наказаниям. Бесчеловечное отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.

В рассказе автор выступает против насилия и гнёта, бесчеловечного отношения к солдатам.

Но «армейская» проблема — не основная, главная тема в рассказе связана с вопросами нравственными: может ли сам по себе человек «понять, что хорошо, что дурно», или «все дело в среде»?

Тема раскрывается через изображение эволюции внутреннего мира, мировоззрения повествователя.

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.

Итоги урока.

Главная идея рассказа Толстого — страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа — стыд. Толстой главный вред видел «в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей правильной жизни».

Каждому из вас когда-нибудь придётся делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был правильным. Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении уничтожить все зло в людях…

Мы зажжем эту «одинокую свечу» не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Мы зажжем свечу, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

Добавить комментарий