14окт2017

Открытый урок «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»

14.10.2017   0 281

Открытый урок

по русскому языку в 4 «А» классе

Тема:

«Состав слова. Распознавание значимых частей слова»

Учитель: Дзлиева М.Т.

Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление о признаках сложных слов; совершенствовать навыки правописания корня в однокоренных словах.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по разным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Ход урока:

I. Организационный момент (слайд 1) Записать число (Ч.тырна.ц.тое .кт.бря) , Классная работа. (объяснить правописание)

II.Актуализация знаний: (слайд 2)

1.На доске записан ряд слов с пропущенными буквами: К…мбайн, б…гаж, б.бл..тека, ш.фёр, .щё, к.рабль.

-- Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Списать слова, вставляя пропущенные буквы) На какую орфограмму эти слова?

--Выполните задание самостоятельно. 2.Дополнительное задание: Пронумеруйте слова, в каком порядке они бы стояли в словаре.

-Проверим, какие буквы вы вставили. Оцените себя.

--Кто выполнил дополнительное задание? В каком порядке эти слова стояли бы в словаре? (2 3 5 1 6 4) Оцените свою работу.

--В каком слове звуков меньше, чем букв? (корабль)

-- В каком слове звуков больше, чем букв? (ещё)

3.Знакомство с новым словарным словом:

МОКСТЮ

--Рассмотрите запись на доске. Что нужно сделать? Составьте слово. Что такое костюм? Как называется слово, имеющее несколько значений? (омоним)

--Сколько слогов в слове костюм? Какой ударный? В каком слоге орфограмма? Запишите в тетрадь и запомните, как пишется слово.

III. Самоопределение к деятельности:

--Отгадайте загадки: Чьи это слова?

1. Я стою перед корнем и могу образовывать новые слова.

2. И я тоже могу образовывать новые слова, только стою после корня.

3. А я и без окончания проживу, удалите его от меня!

4. А я самый главный среди вас! Ни одно слово без меня не может существовать.

5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

-Сформулируйте задачи урока (Повторить роль значимых частей слова, в подборе однокоренных слов)Для чего нам это нужно? (Чтобы писать грамотно)

(слайд 3)

Гора, пригорок, гореть

Лето, лётчик, полёт

Кора, корка, покорить

-- Рассмотрите запись на доске. Найдите в каждой группе лишнее слово. (Гореть, лето, покорить)

--Объясните свой выбор. (Не являются однокоренными)

--Какие слова называются однокоренными?

-- Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. Для чего служит приставка?

--Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. Для чего служит суффикс?

-- Какие ещё части слова вы знаете? Для чего служит окончание?

IV. Работа по теме урока:

1. стр.54 Упр 84(с коментированием)

-- Что мы сделали, чтобы из слов получились словосочетания? (Изменили окончания)

-- Для чего же служит окончание в слове? (Для связи слов в предложениях и словосочетаниях)

2. Составление и разбор предложений

-С любым из записанных словосочетаний составьте предложение (Синтаксический разбор одного из предложений выполняют у доски) (Воспитательный момент)

V .Физминутка

3. А в русском языке есть слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

  1. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
  2. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
  3. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
  4. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
  5. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
  6. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

VI. Рефлексия:

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Какие слова мы называем однокоренными?

-Из каких значимых частей могут состоять слова?

-Для чего служит каждая часть слова?

игра на диске (Помоги спуститься лосям)

VII. Подведение итогов:

. Определите, какую отметку вам нужно поставить за урок.

-Поднимите руку, кто считает, что хорошо ориентируется по теме урока.

-У кого есть трудности?

-Какие задания были самые интересные?

VIII.Домашнее задание:

Стр. 56 Упр 88

Добавить комментарий