25дек2017

Открытый урок: Повторение и обобщение темы «Односоставные и неполные предложения».

25.12.2017   0 400

Тема «Повторение и обобщение темы

«Односоставные и неполные предложения».

Подготовила Бзарова Т.Х., учитель русского языка и литературы

Цели: повторить и обобщить изученное по теме «Односоставные и неполные предложения», закрепить навык употребления односоставных предложений, умение определять их вид, отличать односоставные предложения от неполных; повторить правописание корней с чередованием гласных; воспитывать бережное отношение к русскому языку, а также такие качества, как взаимопомощь, добросовестное отношение к учебе.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

а). Чтение текста с устраненным излишним повторением местоимения Я.

б). Какими предложениями вы пользовались? (безличными, определенно – личными).

- Какую роль играют односоставные предложения в составленном вами тексте?

- Достаточно ли только односоставных предложений? Предложений одного типа?

в). Какие орфограммы встретились в тексте?

(Написание НЕ с различными частями речи: Не хочу, не нахожу, не могу (глагол);

Написание частицы –то почему-то (через дефис);

НН в прилагательных утренним (суф. –енн-) – образовалось от существительного утро + суф -ЕНН-

Непроизносимый согласный (не чуВствую)

2. Игра «Четвертое лишнее». (Слайд 1).

- Найдите лишнее слово и обоснуйте свое решение.

- к..снуться, к..сание, прик…саться, к..сательная;

- р..стение, р..стительность, р..стительный, р..сток;

- забл…стеть, отп..реть, расст..лать, выт..реть.

3.Закрепление изученного.

а) Беседа по вопросам (Слайд 2, 3). Примеры подбирать из предложенных предложений. (Слайд 4, 5).

- Назовите виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

- В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?

- Назовите виды односоставных предложений.

- Расскажите об односоставных назывных предложениях.

- Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.

- Чем различаются по значению определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?

- Какое односоставное предложение обычно употребляется в начале художественных описаний (для указания места и времени)? Приведите примеры.

- Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки?

- Представьте, что ученик не умеет отличать определенно - личные от неопределенно -личных предложений. Как бы вы разъяснили, чем они различаются?

1) Любите и изучайте русский язык. (Горький)

2) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. (Тургенев)

3) Божественная ночь! Очаровательная ночь!

4) Кругом ни звука.

5) Неплатившего должника приковали цепью к пушке.

6) Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги.

7) Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом.

8) Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках

9) Вот и обожженное дерево и кусты терновника!

10) Нет уз светлее товарищества. Морозило сильнее, чем с утра.

11) Возьми свои палки, да и колоти.

4. Синтаксический разбор предложения.

- Вспомните алгоритм, по которому вы будете выполнять синтаксический разбор:

- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

- Вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).

- Простое (найти ГО).

- Односоставное или двусоставное.

- Вид односоставного предложения (о/л, н/л, б/л, назывное).

- Распространенное или нераспространенное (найти второстепенные члены).

- Полное или неполное.

- Осложнено (ПО, ДО, прямая речь, обращение и другие) или нет.

Четверо работают у доски.

Предложения для синтаксического разбора:

Мороз и солнце!..

Февраль.(назыв.)

Смеркалось.(безличн.)

В воскресенье старайся побольше быть на свежем воздухе.(опред. – личн.)

С той поры свечи не зажигали ни разу. (неопр. – личн.)

Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

5.Устная «Ромашка»: отрывая «лепестки» с записанными на них односоставными предложениями, учащиеся поочередно читают и определяют их вид.

Дополнительный вопрос: Из каких произведений эти строчки?

- О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

- Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов.

- Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

- Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Скользя по утре(н,нн)ему снегу друг милый предадимся бегу (не)терпеливого коня.

- Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит.

- Мы каждый день сыпали на подоконник для любопытных синиц крошки и крупу.

6. Редактирование текста (текст записан на доске).

Наступила з..ма. Моро.. ск..вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и не можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания: 1)прочитайте текст;

2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные по возможности;

5) запишите полученный текст.

6) ответы на вопросы:

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

7. Упр. 219 по условию.

8. Итоговый тест.

Прочитайте вопрос. Запишите его номер и укажите вариант правильного ответа.

Внимательно читайте задания!

1. Укажите неверное утверждение.

A) Односоставное предложение может быть распростра­ненным.

Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

B) Назывные предложения имеют один главный член пред­ложения - подлежащее.

Г) В односоставном предложении второй член предложе­ния не нужен для понимания смысла предложения.

2. Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:

А) опущено подлежащее,

Б) опущено сказуемое,

В) нет второстепенных членов предложения,

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

3. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

A) существительным в именительном падеже
Б) глаголом в форме 1 -го или 2-го лица

B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в на­стоящем и будущем времени

Г) глаголом-инфинитивом.

4. Дайте характеристику предложения.

Радостно видеть дружные всходы.

A) двусоставное

Б) односоставное безличное

B) определённо-личное

Г) неполное

5. Найдите определённо-личное предложение.

А) Как чувствуешь себя?

Б) Умную голову почитают смолоду.

В) Зима.

Г) Светает.

6. Найдите неопределённо-личное предложение.

А) На бога надейся, а сам не плошай.

Б) Цыплят по осени считают.

В) Мне грустно.

Г) Во дворе строят детскую площадку.

7. Найдите обобщённо-личное предложение.

А) Слушай меня внимательно.

Б) Какое счастье!

В) По рогоже золотом не шьют.

Г) Хочется петь от радости!

8. Найдите односоставное безличное предложение.

А) Вот и мама!

Б) У соседа ума не займёшь.

В) А судьи кто?

Г) В саду темно.

9. В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.

А) Было душно. К придорожью мёдом веяло с гречих.

Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра

В) Кому-то не спится в прекрасном далеке.

Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

10. Найдите односоставное назывное предложение.

А) Дрожит как лист на осине.

Б) Сильнее кошки зверя нет.

В) По росту одежду кроят.

Г) Какое дивное утро!

11. Это назывное предложение имеет указательное значение.

А) Вот старый глухарь с облинялым крылом в лесу завозился.

Б) Вот мельница. Она уже развалилась.

В) Вот капля дождя, как шляпка гвоздя,

Упала – и, сотнями игл

Затоны прудов бороздя,

Сверкающий дождик запрыгал.

Г) Вот и домик виден на горе высокой.

12. В составе этого сложного предложения есть односоставное безличное.

А) Хрустел под ногами снег, и в воздухе звенели колокольчики

Б) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

В) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Г) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.

  1. 9. Итоги, выводы, обобщения, оценки.
  2. 10. Домашнее задание: ответить на вопросы на стр. 118 – 119, упр. 221 по условию.

Добавить комментарий