02дек2016

Тема урока: «Наречие, как часть речи»

02.12.2016   0 939

Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе

на тему: «Наречие, как часть речи»

Форма проведения: открытый урок с использованием мультимедийной презентации.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): позна­вательные (п.) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение не­обходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; комму­никативные (к.) — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регуля тивные (р.) — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвое­ния, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные (л.) — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, Слайд 2.

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

II. Самоопределение к деятельности.

- Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.

Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.

- Что обозначают слова каждой группы?

— На какие вопросы они отвечают?

— Какие грамматические признаки имеют?

— А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.

Хорошо и плохо. Слайд 3.

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи...

(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.)

— На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)

— Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.

(Кто-то относит слова к действиям, кто-то — к признакам.)

— Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет.)

- Предположите, какой будет тема урока?

- Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”. Слайд 4.

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенно­стями наречий, узнать, что они обозначают, на какие во­просы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)

- А для этого нам придётся на уроке … Слайд 5.

НАБЛЮДАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

- Проведём исследовательскую работу.

III. Работа по теме урока Слайд 6.

I. Поиск решения.

-Почитайте и сравните предложения:

1.Зазеленеют деревья.

2. Забегают по кочкам муравьи.

3.Прилетят к нам пернатые гости

1.Скоро зазеленеют деревья.

2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи

3.Издалека прилетят к нам пернатые гости.

-Чем отличаются предложения?

-Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее и красивее.)

- Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами (один ученик выполняет работу на доске).

Зазеленеют (когда?) скоро, (вр.)

Забегают (как?) хлопотливо, (приз.)

Прилетят (откуда?) издалека, (мест.)

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечает? Сделайте вывод.

- Как лучше запомнить вопросы? Слайд 7.

Где? Куда? Когда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Каким образом?

IV.Физминутка. Слайд 8.

V. Самостоятельная работа в парах. Слайд 9.

- Закрепим полученные знания и познакомимся с другими признаками наречий.

Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи.

Горная тропинка шла вверх. Скоро ребята вышли на лесную поляну.

-Каким членом предложения являются наречия? С какой частью речи связаны наречия в предложении?

- Если наречие связано с глаголом, то как изменяется глагол?

VI. Поиск решения. Самостоятельная работа в группах.(на карточках) Слайды 10-14.

-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам?

1 карточка- 1 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) раноприлетели (когда?) рано;

запел ( ?) - запели (______?);

проснулся (________?) _______- проснулись (______?) __________;

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

2 карточка -2 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

3 карточка- 3 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________________________________________.

4 карточка -4 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

5 карточка – 5 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;

2 л: вы встаете (_______?) _________;

3 л: они встают (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

VII. Проверка исследовательской работы. Слайд 15.

-Какое исследование провели? Какой вывод сделали?

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам! Наречие неизменяемая

Наречие не изменяется по временам! часть речи.

Наречие не изменяется по лицам!

-Сделайте вывод. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!

VIII. Закрепление знаний.

-Откройте учебник на странице 73, упражнение 124.

-Выполните задание к упражнению.

-Слово печальные разберите по составу.

IX. Итог урока. Слайд 16.

-Ребята! Вы хорошо работали на уроке, самостоятельно сделали несколько открытий! Прочитайте вопрос. Кто сможет на него ответить?

  1. На какие вопросы отвечают наречия?
  2. Что обозначают наречия?
  3. С какой частью речи связаны наречия?
  4. Какую роль играют в нашей речи наречия?

-Вы правильно ответили на все вопросы и заработали оценку:

МОЛОДЦЫ! Слайд 13.

-А еще я хочу подарить стихотворение:

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!

X. Домашнее задание. Слайд 14.

Упражнение 126; правило на стр. 74

Добавить комментарий