28июн2014

Справочное пособие учителя

28.06.2014   0 1921

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПРАВО КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Учителю

Справочное пособие

Материалы подготовлены в рамках проекта «Знание родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей», направленного на распространение научных знаний и проведение просветительской и образовательной работы.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп») и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Авторский коллектив: Майоров А.Н., Новикова Т.В., Кондрашов П.Е.

Редактор: Наумова Т.Н.

© НОЧУ ВПО Национальный институт «Высшая школа управления», 2013

© Общество «Знание» России, 2013 3


Оглавление

Введение. Про права ответственность..................................4

Кто есть кто................................................................................7

Инструменты и процедуры обеспечения прав и формирования ответственности...........................................9

Права педагогических работников.....................................15

Обязанности и ответственность педагогических работников...............................................................................27

Словарик..................................................................................33

Наиболее частые вопросы и ответы на них......................37

ВВЕДЕНИЕ. ПРО ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Вы держите в руках брошюру, подготовленную в рамках просветительского проекта «Знание о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"». Цель нашей работы заключается в том, чтобы сформировать у Вас и других людей понимание своих прав, конструктивный настрой и умение отстаивать свои права как участников образовательного процесса. Наш разговор будет строиться вокруг комплекса прав, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) применительно к учителям.

В современном мире важно не только знать свои права, но и понимать, как действовать в случае их нарушения, уметь использовать имеющиеся возможности для защиты своих прав и прав своих коллег.

Права участников образовательного процесса зафиксированы в целом ряде международных документов, действующих в Российской Федерации, в Конституции Российской Федерации, других законах. Знания про то, как эти права можно реализовать, отражены в большей мере в подзаконных актах Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регионального и местного законодательства.

Эта работа написана для учителей. Но ваши права и обязанности неотделимы от прав и обязанностей других участников образовательных отношений. Закон определил, что обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений.

Необходимо помнить, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

К сожалению, современная ситуация в образовании характеризуется тем, что права детей и педагогов соблюдаются частично. По-прежнему острой остается проблема обеспечения равных возможностей детей на получение качественного образования. Иногда важные, с точки зрения педагогов, образовательные результаты достигаются путем психического давления на ребенка. Остается большим количество учащихся, которые отчисляются из образовательных учреждений (отчисление детей за неуспеваемость особенно часто для гимназий и лицеев). Растет разрыв между мнениями и оценками педагогов, с одной стороны, и детей и родителей, с другой. Недостаточно четки критерии возможного вмешательства педагогов в личную жизнь школьников.

Большую роль в соблюдении прав детей имеет отношение к ним учителей. Изменить позицию учителей, обеспечить уважение учителями прав ребенка крайне сложно потому, что многие учителя считают (и не без оснований), что их права постоянно нарушаются. Они не понимают, почему в ситуации общего нарушения прав нужно делать исключения для учащихся. Надо учитывать и то обстоятельство, что большинство учителей выросло в условиях пренебрежения личными правами граждан. Поэтому решить проблему соблюдения прав детей в учреждениях образования можно лишь при одновременном обеспечении прав учителей (на справедливую оплату труда, на охрану здоровья, на повышение профессиональной квалификации и т.д.), что в значительной мере предусматривает Закон. Необходимо помнить, что положение человека в обществе определяется не только его правами, но и его обязанностями и ответственностью. Реализовать свои права можно только исполняя обязанности и неся ответственность. Главная обязанность каждого человека, гражданина –соблюдать нормы права: Конституцию России, законы и нормы морали. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность – уважать наши.

КТО ЕСТЬ КТО

Французское выражение "l’esprit et la letter" дословно означает «дух и буква». Есть такие понятия, как «дух закона» и «буква закона». Довольно упрощённо можно сказать, что дух закона − это цели, им преследуемые, а буква закона − это формальные требования, которые выставляются для достижения этой цели, то есть буквальная формулировка закона, которая не всегда идеальна.

Дух − это главный смысл, который может быть выражен множеством способов и буквосочетаний. Когда человек понимает смысл того, о чем он говорит, он может сказать об этом по-разному, и будет ясно, что он говорит об одном и том же. В каждом из вариантов основной смысл выражается по-своему, но с взаимным обогащением. Так главный смысл приобретает объемные формы и становится емким. В этой работе мы попытаемся объяснить дух закона, а вот понимание буквы закона Вам лучше получить в процессе знакомства с оригиналом текста, ссылки на который мы, конечно же, дадим.

Несмотря на то, что эта брошюра определена как справочное пособие для учителя, в самом Законе такого термина, как учитель, нет. Точнее, он там встречается, но исключительно как название профессий: учитель-логопед и учитель-дефектолог. То же произошло и с термином ученики, которые теперь называются общим словом обучающиеся.

Учителя теперь − это педагогические работники, то есть физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность1, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Здесь есть важное отличие от норм, действовавших ранее. К педагогическим работникам теперь относятся также и те, кто выполняет обязанности по организации образовательной деятельности, то есть работники библиотеки, директор школы и его заместители.

Также Закон не забыл про индивидуальных предпринимателей и педагогических работников, занятых у индивидуальных предпринимателей. На тех и на других распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Наконец, отметим, что Закон оперирует и еще двумя понятиями, которые используются для обозначения разных групп. Это участники отношений в сфере образования и участники образовательных отношений. Участники образовательных отношений − это обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Если к участникам образовательных отношений добавить федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодателей и их объединения, то мы получим участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Статья 21. Образовательная деятельность.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В Российской Федерации, как и в других странах, есть ограничения на занятия педагогической деятельностью. В соответствии с Законом право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Таким образом, в самом общем случае для того, чтобы профессионально учить детей, нужно иметь соответствующее образование.

Кроме этого, есть и ряд других ограничений. К педагогической деятельности не допускаются лица:

1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

2) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; 3) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Тяжкими и особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых, соответственно, максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы, либо предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание;

4) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

5) имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения. Следует отметить, что Закон распространил указанные ограничения на занятие педагогической деятельностью также на руководителей образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью.

Ст. 331 Трудового кодекса РФ части 4, 5 ст. 15 УК РФ.

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования.

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Очень важный институт защиты прав − комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Эта новая структура, призванная помочь защитить свои права, введена Законом впервые. Она создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Такие комиссии должны быть созданы в каждой школе.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в школе из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение этой комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в школе и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебно-методические объединения

Среди новаций Закона можно отметить создание учебно-методических объединений и появление у учителя права принимать участие в их работе. Раньше понятие учебно-методического объединения, как нормативно зафиксированного института системы образования, было реализовано преимущественно в профессиональном образовании. Деятельность методических объединений в школах и районах не регулировалась законом, и на них не возлагались те обязанности, которые есть в Законе.

Новый Закон говорит о том, что в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения. Они создаются в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и работают в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются Минобрнауки России.

В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования.

Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников может проводиться с двумя целями:

 для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;

 в целях установления квалификационной категории.

Во втором случае это делается и по желанию педагогических работников, за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава, для которых эта процедура обязательна.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в 5 лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, которые самостоятельно формируют школы.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми:

федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;

органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и для педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Статья 49. Аттестация педагогических работников.

ПРАВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Академические права и свободы педагогических работников

Академические права и свободы исторически (а во многих странах и в настоящее время) как термин и как феномен присущи профессиональному образованию и научной деятельности. Они рассматривались как «право преподавателей вузов вести учебную работу, опираясь лишь на свою совесть, без ограничения со стороны государства или церкви, а также право студентов на самоуправление и на организацию своих занятий по собственному усмотрению2».

Международное объединение «Академия за академические свободы»3 сформулировало два основных принципа таких свобод.

«Как внутри, так и за пределами учебного заведения или научно-исследовательской организации допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает или нет кого-либо та или иная точка зрения.

Учебные заведения и научно-исследовательские организации не имеют права ограничивать академические свободы для своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения».

Закон распространил понятие академических прав и свобод на учителей и общеобразовательные организации.

К академическим правам Закон относит:

1) свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Закон особо подчеркивает, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников.

Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы4 − это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Закон говорит о том, что нормы профессиональной этики педагогических работников должны быть закреплены в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Некоторые из академических прав и свобод Закон конкретизирует. Так, он определяет механизм реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Эти механизмы могут быть реализованы через два института.

Первый − это коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом соответствующей образовательной организации. К таким органам управления Закон относит: общее собрание (конференцию) работников образовательной организации, педагогический совет, а также как возможные − попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие.

Второе – это представительные органы работников (профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации). Они действуют в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. Данные структуры создаются в образовательной организации по инициативе педагогических работников.

Еще одна возможность для участия в управлении − это возможность контроля за расходованием финансовых средств в образовательной организации. Закон обязывает образовательные организации обеспечить открытость и доступность информации об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, а также о поступлении финансовых и материальных средств и их расходовании по итогам финансового года.

Еще одно направление академических свобод, которое уточняет закон, - это участие в международном сотрудничестве. Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами. В частности − направление педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Статья 26. Управление образовательной организацией .

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.

Трудовые права и социальные гарантии педагогических работников

Кроме академических прав и свобод педагогических работников Закон определяет трудовые права и социальные гарантии педагогических работников. Что касается трудовых прав, они в большей мере детализированы в главе 52 Трудового кодекса Российской Федерации, которая называется «Особенности регулирования труда педагогических работников». Эта глава содержит такие важные статьи, как: Право на занятие педагогической деятельностью (ст. 331), Продолжительность рабочего времени педагогических работников (ст. 333), Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334), Длительный отпуск педагогических работников (ст. 335), Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником (ст. 336).

Эти права и гарантии касаются основополагающих сфер жизни и профессиональной деятельности педагогических работников, они определены на федеральном уровне.

Давайте посмотрим, какие права имеют педагогические работники по Трудовому кодексу и другим действующим законодательным нормам.

Право на удлиненный и длительный отпуска

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Сегодня действует постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» с изменениями и дополнениями, последнее из которых было введено Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. №502. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам в соответствии с названным Постановлением в зависимости от вида образовательного учреждения и должности, занимаемой педагогическим работником, составляет 42 и 56 календарных дней.

Действующий закон закрепляет также право педагогических работников на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Таким образом, сейчас все педагогические работники, а не только те, кто осуществляет преподавательскую работу, имеют право на такой отпуск.

Право на предоставление социального жилья

В Законе прописано право педагогических работников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на предоставление этих жилых помещений вне очереди по договорам социального найма. А также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Право на педагогическую деятельность

Педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности могут быть включены различные виды работ:

 учебная (преподавательская);

 воспитательная;

 индивидуальная работа с обучающимися;

 научная;

 творческая и исследовательская;

 другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися).

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется, в первую очередь, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Минобрнауки России.

Право на повышение квалификации

Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Добавить комментарий