15мар2023

Открытый урок по русскому языку: «Единственное и множественное число имён существительных

15.03.2023   0 1675

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема «Единственное и множественное число имён существительных».

Цели: дать понятие об изменении имён существительных по числам

Задачи урока:

1. Создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам. Учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа. Для подготовки к ЕГЭ можно скачать приложение ЕГЭ Русский язык.

2.Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).

3.Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.

4.Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования интерактивной доски и средств наглядности; создать комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре.

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на страницах учебника;
  • находить ответы на вопросы.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:интерактивная доска, компьютер, проектор, учебник «Русского языка» для 2-го класса 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,

Образовательные технологии: ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология оценивания образовательных достижений.

Ход урока

I. Организационно - мотивационный этап.

- Ребята, начинаем урок русского языка. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними (Добрый день!)

- Сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Я всем вам желаю хорошего настроения, успехов, плодотворной и эффективной работы!

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания.

II. Введение в новую тему.

1.Минутка чистописания.

1. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

-Сегодня на уроке мы будем прописывать строчную букву б. (Слайд 2)

-Что вы можете сказать о звуке, который обозначает эта буква? (он согласный, звонкий, парный, может быть мягким и твёрдым)

-Запишите слова: бабушка, баран, барабан, бабочки, бочки, банты без ошибок, аккуратно.

2. Актуализация знаний.

- К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)

-Что мы знаем об этой части речи?

III. Открытие новых знаний.

1. Исследование имён существительных.

- Разделите данные слова на группы.

- По какому признаку вы их разделили? (одушевлённые и неодушевлённые)

- А как их ещё можно было разделить? (единственное число и множественное число.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили? (Слайд 3)

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов. (Слайд 4)

2 . Работа с правилом. Правило тётушки Совы (чтение правила на стр. 61)

3. Сообщение темы и целей урока.

-Сформулируйте тему урока. Единственное и множественное число имён существительных.

-Сформулируйте задачу урока. Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имен существительных, изменять слова по числам.

IV. Физминутка. (Слайд 6)

V. Первичное закрепление.

1.Работа по учебнику.

с. 61 Упр. 104. Прочитайте задание.

- Какое число употребляют для обозначения одного предмета?

- Изменить слова первого столбика так, чтобы они обозначали два или более предмета.

- Какое число употребляют для обозначения двух или более предметов?

- Какой можем сделать вывод?

Вывод. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе;

для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе. (Слайд 5)

2. В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (Москва, сахар, сметана) и те, которые употребляются только во множественном числе (ножницы, брюки, качели) (Слайд 7)

3.Игра «Распредели слова по мешочкам». (Слайд 8)

VI. Проверка полученных знаний.

Игра «Да или нет»

Я буду произносить какое – либо высказывание, если вы с ним согласны, то хлопаете в ладоши, если нет, топаете.

Итак, начинаем:

- Имена существительные изменяются по числам.

- В единственном числе имена существительные обозначают несколько предметов.

- При изменении существительного по числам меняется его форма.

- Существительное «кошка» употреблено в единственном числе.

- Существительное «цветок» употреблено во множественном числе.

VII. Итог урока.

- Работа наша подходит к концу. Можем мы теперь сказать, по какому ещё признаку можно разделить имена существительные?

- Какие новые знания об имени существительном вы открыли для себя?

Кластер

Имена существительные

одушевлённые неодушевлённые

Имена существительные

собственные нарицательные

Имена существительные

единственного числа множественного числа

VIII. Рефлексия. (Слайд 9)

– Что сегодня вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

-Что вам особенно удалось?

IХ. Домашнее задание. (Слайд 10)

- Чтобы проверить себя, действительно ли хорошо мы усвоили новую тему, предлагаю дома выполнить упражнение №107 и выучить правила на стр.61-62.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Добавить комментарий