Учебный план на 2020-2021 учебный год
Учебный план
(начального общего образования)
Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Хаджи-Умара Мамсурова с.Ольгинское для 1-4 классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Начальное образование призвано заложить основу формирования учебной деятельности ребенка-систему учебных и образовательных мотивов, умения принимать, сохранять и реализовывать учебные цели. Оно обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Но в первую очередь это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Исходя из этих положений, а также в соответствии с особенностями и возможностями детей, согласно профессиональному выбору учителей, образовательный процесс на первой ступени обучения реализует программу «Школа России».
Существенной особенностью УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий, как основы умения учиться. Учебный материал ориентирован на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Основополагающими принципами УМК являются принцип воспитания гражданина России и принцип ценностных ориентиров.
Целевая направленность программы реализуется по следующим направлениям:
-формирование физически здоровой личности;
-формирование нравственного отношения к труду, к природе, Родине;
-индивидуальное воспитание характера каждого ученика с учетом природосообразности;
-развитие коммуникативных качеств личности;
-формирование умения самостоятельно учиться, желания учиться.
Нормативная база для разработки учебного плана
-Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями) (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060);;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции изменений №1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85);
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Концепцией «Шахматное образование в общеобразовательных организациях Республики Северная Осетия Алания», утвержденной Министерством образования и науки РСО – Алания;
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Режим функционирования образовательного учреждения
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова». В школе установлена пятидневная учебная неделя. В первых классах ежедневно проводится по 4 урока, один раз в неделю – 5 уроков (всего 21 час). Во 2 – 4 классах ежедневно проводится по пять уроков, один раз в неделю – 6 уроков (всего 26 часов в неделю).
Продолжительность учебного года:
- в I классах составляет 33 учебные недели с делением на 4 учебные четверти;
- в II - IV классах составляет 34 учебные недели с делением на 4 учебные четверти.
Продолжительность учебной недели в 1-4–х классах составляет 5 дней.
Максимально допустимая нагрузка обучающихся:
В I классах составляет 21 час; в 2-4 классах составляет 26 часов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное), в том числе через такие формы, как кружки, олимпиады, соревнования, научные исследования и проектная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Дополнительные требования к организации обучения в 1 классе:
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- используется «ступенчатый» режим обучения: продолжительность урока 35 минут, сентябрь-октябрь 3 урока, ноябрь-декабрь 4 урока; январь-май 4- урока по 40 минут, один раз в неделю – 5 уроков за счет урока физической культуры,
Перерыв между обязательными и индивидуально-групповыми занятиями 40 минут.
Образовательная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем предельно допустимой нагрузки составляет:
- для обучающихся 1 классов - 4 урока в день, один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков в день, один раз в неделю 6 уроков.
Затраты времени на выполнение домашних заданий (по всем предметам) не превышают (в астрономических часах): во II - III классах - 1,5 ч., в IV классе – 2 ч.
Продолжительность урока составляет: в 1 классе –35-40 мин; во 2-4 классах-40мин.
В 1-х классах обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. В вторых классах оценивание обучающихся начинается с третьей четверти.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых
при реализации учебного плана.
Изучение учебных предметов обязательной части учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Особенности учебного плана
В учебный план 4 класса включён комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в количестве 1 час в неделю (всего 34 часа в год). Наряду с общими характеристиками учебного плана, свойственными всем образовательным учреждениям и письмом о «Организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (от 27.12.2013г. №61-РЗ)
В первых, вторых и третьих классах вводится проект «Шахматное образование». Обучение шахматам с раннего возраста открывает дорогу к раскрытию творческих способностей детей, логического мышления, памяти, внимания, усидчивости. Поэтому вводится предмет «Шахматы» в количестве 17 часов за счет третьего часа физической культуры.
Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана является введение учебного предмета в 4-х классах «История Осетии» в объеме 17,5 часов в год интегрированным курсом с предметом «Окружающий мир».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
распределена:
- во 2-х, 3-х классах на преподавание родного языка -1 час в неделю.
Деление классов на группы
При проведении занятий по иностранному языку (2-4 классы) если в классе 20 и более учеников.
Учебный план для 1- 4 классов, реализующих ФГОС
Годовой учебный план для 1- 4 классов МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова», реализующих основную образовательную программу начального общего образования в 2020-2021 учебном году.
Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 132 | 170 | 170 | 170 | 642 |
Литературное чтение | 66 | 102 | 102 | 102 | 372 | |
Иностранный язык | Иностранный язык | - | 68 | 68 | 68 | 204 |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и литература (осетинский) | 99 | 102 | 102 | 102 | 405 |
Математика | Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир | 66 | 68 | 68 | 68* | 270 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | 34 | 34 |
Искусство | Изобразительное искусство | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Музыка | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 | |
Технология | Технология | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Физическая культура | Физическая культура Шахматы | 84 18 | 84 18 | 102 | 102 | 405 |
Итого: | 693 | 850 | 850 | 884 | 3277 | |
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности | - | 34 | 34 | - | 68 | |
Максимально допустимая годовая нагрузка | 693 | 884 | 884 | 884 | 3345 |
Учебный план (недельный) для 1- 4 классов МБОУ «Школа имени
Х.-У.Мамсурова», реализующих основную образовательную программу
начального общего образования в 2020-2021 учебном году
Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
1класс | 2 класс | 3класс | 4класс | |||
| Инвариантная часть |
| ||||
Филология
| Русский язык | 4 | 5 | 5 | 5 | 19 |
Литературное чтение | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 | |
Иностранный язык | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Родной язык и литературное чтение (осетинский) | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание ии естествознание
| Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | 1 | 1 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура
| 3
| 3
| 3
| 3 | 12 |
Итого: | 21 | 25 | 25 | 26 | 97 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | 1 | 1 |
| 2 | |
Родной язык и литературное чтение на родном языке (осетинский) |
| 1 | 1 |
|
| |
Максимально допустимая недельная нагрузка | 21 | 26 | 26 | 26 | 99 |
Учебный план МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» основного общего образования на 2020-2021 учебный год
(5-9 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель и задачи школы
1.Усилия педагогического коллектива школы направлены на подготовку «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны»
2. Согласно п.1.7. Устава основными целями деятельности школы являются;
1) реализация права граждан на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов посредством предоставления образовательных услуг;
2) создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
3) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, адаптация обучающихся к жизни в обществе;
4) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
5) создание основы для осознанного выбора профессии и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
6) достижение обучающимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического развития, формирование здорового образа жизни.
Задачами на ступени основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Юридическая основа учебного плана
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» с изменениями от 24.04.2020 № 147-ФЗ в ред. от 19.12.2016;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897»;
- Приказ Минобрнауки от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции от 10.06.2019).
- Закон Республики Северная Осетия – Алания от 27 декабря 2013 г 361-РЗ «Об образовании в РСО-Алания»;
- Федеральный закон от 03.08.2018г №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 22.05.2019);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федарального учебно-методического объединения по общему образованию;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции от 18.05.2020);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Особенность учебного плана
1.Учебный план школы предусматривает введение обязательных учебных предметовфедерального и национально-регионального компонента, иностранных языков (не менее 2-х), предметов и программ по выбору обучающихся с 5-го по 9-ый классы; реализацию программ дополнительного школьного образования (факультативных курсов, групповых и индивидуальных занятий).
2. Учебный план школы:
2.1. Предоставляет учащимся право выбора уровня и направленности образовательной программы.
2.2. Способствует индивидуализации и дифференциации образования.
3. Центральной идеей учебного плана школы является сочетание целей участников образовательного процесса, общества и государства в области образования, культурно-национальные, региональные и местные запросы, образовательные запросы личности, дифференциация образовательного процесса, реализация адаптивной системы обучения.
Структура учебного плана
- По структуре учебный план состоит из пояснительной записки и ряда таблиц распределения учебных часов по классам и учебным предметам с выделением основного федерального, национально-регионального компонента и школьного образовательного компонента.
2. Основной федеральный и национально-региональный образовательный компонент состоит из трех частей:
1) обязательные общеобразовательные учебные предметы,
2) предметы национально-регионального компонента,
3. Обязательные общеобразовательные учебные предметы формируются за счет инвариантной части учебного плана (федеральный компонент), что обеспечивает единое содержание образования всех общеобразовательных учебных учреждений страны. В ней полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, гарантируется овладение выпускниками необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования.
4. Предметы национально - регионального компонента формируются за счет инвариантной и вариативной частей учебного плана.
5. Максимальный объем учебной нагрузки учащегося складывается из часов основного и дополнительного школьного образовательного компонента, не превышая нормы.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Родной язык и литература
Изучаются в 5– ом классе – 3 часа в неделю, 6-7 классах – 3 часа в неделю, 8-9 классы - 3 часа в неделю.
- Часы, отведенные на учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» в 6,7 классах распределены по полугодиям: в I полугодии 2 часа родного языка, 1 час родной литературы, во II полугодии -1 час родного языка, 2 часа родной литературы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в учебном плане использована на:
- предмет «Родной язык» в 5 –ых, 8-ом, 9-ых классах для расширения знаний в предметной области (1 час в неделю)
Иностранные языки
Учебный предмет «Иностранный язык» содержательно преемственен курсу иностранного языка, изучаемого учащимися в начальной школе. Предложенный объём учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
В качестве иностранных языков учащимися 5-9 –х классов изучаются по 3 часа в неделю английский, немецкий по общеобразовательным программам. Происходит деление на группы в 6-ых, 8-ом, так как количество обучающихся более двадцати.
Учебный предмет «Обществознание»
Учебный предмет «Обществознание» представляет собой интегрированный курс, построенный по модульному принципу и включающий такие разделы, как «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право».
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" представлена курсом внеурочной деятельности в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
Учебный предмет «Русский язык» и «Литература»
Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» ориентированы на овладение учащимися функциональной языковой грамотностью, основами литературоведения и на обеспечение подготовки учащихся к обязательной итоговой аттестации.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в учебном плане использована на:
- предмет «Русская литература» в 7-х классах для расширения знаний в предметной области, что позволяет создать условия для подготовки к государственной итоговой аттестации (1 час в неделю)
Учебный предмет «Математика»
Предмет «Математика» изучается по программам общеобразовательных школ под редакцией Никольского С.М. Учебный предмет «Математика» ориентирован на овладение алгебраических и геометрических знаний, на подготовку учащихся к обязательной государственной итоговой аттестации.
Учебные предметы образовательной области «Естествознание»
1.Предметы: «Биология» 5кл – 1 час, «Биология» 6кл-1 час, 7кл- 2 часа за счет части, формируемой участниками образовательных отношений; 8-9 кл.- 2 часа; «География» 5 - 6кл.-1час, 7-9кл – 2часа; «Химия» 8-9кл. – по 2 часа, , «Физика» в 7-8 кл.- по 2 часа, 9 кл-3 часа.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»
- Согласно учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, учебный предмет ОБЖ изучается с 8 по 9-класс – 1 час.
Учебный предмет «Технология»
- 1. Выбор направления технологического блока осуществляется с учетом учебно-материальной базы, наличия педагогических кадров, интересов и потребностей участников образовательного процесса.
В 5-9-х классах образовательная область «Технология» реализуется в рамках следующих направлений: «Индустриальные технологии» и «Технология. Обслуживающий труд», выполняя обязательный минимум содержания основного общего образования, рассчитана на 2 часа в неделю в 5-8 классах и 1 час в 9 классе. В 8-м классе в рамках учебного предмета «Технология» в качестве учебного модуля изучается раздел «Черчение и графика».
Учебный предмет «Информатика»
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» направлен на обеспечение общей компьютерной грамотности и предполагает овладение учащимися на практическом уровне основами информационных компьютерных технологий. «Информатика» ведется с 5-го по 6 класс как учебный предмет за счет часов, формируемых участниками образовательных отношений.
. В остальных классах согласно УП. Деление на группы происходит в 5-ом, 6-ых, 8-ом классах, так как количество обучающихся больше двадцати.
Учебные предметы Музыка и ИЗО изучаются согласно УП по 1 часу в неделю.
Физическая культура
– Учебный предмет «Физическая культура» ориентирован на выполнение спортивных нормативов, кроме того, в содержание программы включён материал по теории физической культуры, а также мотивационные уроки, направленные на формирование здорового образа жизни у школьников.
1. Учебный план:
1.1. Определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
1.2. Распределяет учебное время, отведенное на освоение инвариантной и вариативной частей.
- Максимальный объем учебной нагрузки учащегося не превышает нормы.
- 3. Согласно «Примерному учебному плану общеобразовательных учреждений РСО-Алания общее число часов финансирования на один класс не превышает требований
4. 5 кл-32 часа; 6 кл-33 часа; 7 кл-35 часов; 8-9 кл. - 36 часов.
Учебная неделя и длительность уроков
Учебный план школы рассчитан на 6 - дневную учебную неделю для 5—9-х классов.
1.Продолжительность уроков равна 40 мин..
2.Длительность перерывов между 1-2 и 4-6 уроками равна 10 мин., и 20 мин. - после 2-го и 3-го уроков.
Учебный план (недельный) для 5-9 классов МБОУ
«Школа имени Х.-У.Мамсурова» с.Ольгинское, реализующих ФГОС основного общего образования на 2020-2021 учебный год
| ||||||
Предметные области |
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||
5
| 6
| 7
| 8
| 9
| ||
Обязательная часть | ||||||
Филология | Родной язык (осетинский) | 1 | 1,5 | 1,5 | 1 | 1 |
Родная литература (осетинская) | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 2 | |
Русский язык | 5 | 6 | 4 | 3 | 3 | |
Литература | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | |
Иностранный язык (англ. нем.) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Математика и информатика | Математика | 5 | 5 |
|
|
|
Алгебра |
|
| 3 | 3 | 3 | |
Геометрия |
|
| 2 | 2 | 2 | |
Информатика и ИКТ |
|
| 1 | 1 | 1 | |
Общественно-научные предметы | История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Обществознание |
| 1 | 1 | 1 | 1 | |
География | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
Естественнонаучные предметы | Биология | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Физика |
|
| 2 | 2 | 3 | |
Химия |
|
|
| 2 | 2 | |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 |
|
| |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
| 1 | 1 | |
Технология | Технология | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
| ИТОГО | 30 | 32 | 33 | 35 | 35 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
Родной язык | 1 |
|
| 1 | 1 | |
Информатика | 1 | 1 |
|
|
| |
Биология |
|
| 1 |
|
| |
Русская литература |
|
| 1 |
|
| |
Максимальный объем учебной нагрузки | 32 | 33 | 35 | 36 | 36 | |
Итого к финансированию | 32 | 33 | 35 | 36 | 36 |
«География Осетии» изучается интегрировано с учебным предметом «География» в 8 и 9 классах.
Учебный план МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова»
среднего общего образования (10 класс ФГОС)
Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Учебный план среднего общего образования (10 класс в соответствии с ФГОС СОО) МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» разработан на основе:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» с изменениями от 24.04.2020 № 147-ФЗ в ред. от 19.12.2016;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 07.06.2012, рег. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 22.05.2019);
- Приказа Минобрнауки от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции от 10.06.2019);
- Закона Республики Северная Осетия – Алания от 27 декабря 2013 г 361-РЗ «Об образовании в РСО-Алания»;
- Федерального закона от 03.08.2018г №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/15-з);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции от 18.05.2020).
1.2. Основные принципы формирования учебного плана
При формировании учебного плана (10 класс в соответствии с ФГОС СОО) МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» определен режим работы образовательного учреждения: 6-дневная учебная неделя.
На уровне среднего общего образования продолжительность учебного года составляет в 10-ом классе - 35 недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Продолжительность урока на уровне среднего общего образования составляет 40 минут.
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы обязательной части и учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, не превышает максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся - 37 часов в неделю.
Количество часов в 10 классе, отведенных на обязательную часть учебного плана, в совокупности с количеством часов части, формируемой участниками образовательного процесса, за 1 год реализации основной образовательной программы среднего общего образования составляет не менее 1085 часов и не более 1295 часов.
1.3. Особенности организации образовательного процесса в соответствии с учебным планом, составленным по требованиям ФГОС СОО.
Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с ФГОС СОО МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Обществознание», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору.
В учебном плане для каждого обучающегося предусмотрено выполнение индивидуального проекта.
В учебный план 10 класса включены следующие образовательные области: «Русский язык и литература», «Родной язык и литература», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».
Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия.
В учебный план включены учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей: информатика, обществознание, география, физика, химия, биология.
В образовательную область «Русский язык и литература» входят предметы: русский язык (1ч в неделю), литература (3ч в неделю).
Предметная область «Родной язык и литература» включает в себя учебные предметы «Родной язык» (1ч в неделю) и «Родная литература» (2 ч в неделю).
В образовательную область «Иностранные языки» входит английский и немецкий (3ч/нед).
В образовательную область «Общественные науки» входят предметы: история (2ч/нед), география (1ч/нед), обществознание (2ч/нед).
В образовательную область «Математика и информатика» включены алгебра и начала математического анализа (3ч/нед), геометрия (2ч/нед), информатика (1ч/нед).
В образовательная область «Естественные науки» включает в себя физику (2ч/нед), химию (2ч/нед), биологию (2ч/нед), астрономию ( 1ч/нед).
В образовательную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» входят предметы физическая культура (3ч/нед) и ОБЖ (1ч/нед).
В учебном плане 10 класса предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта (1ч/нед). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранному предмету «Биология».
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года в рамках учебного времени, отведенного учебным планом.
Раздел учебного плана «Предметы и курсы по выбору» в 10 классах используется для увеличения количества часов, отведенных на изучение базовых учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта, учебных программ, с целью создания условий для достижения более высокого качества обученности и усвоения государственных образовательных стандартов, с целью расширения возможностей обучающихся получить подготовку для сдачи единого государственного экзамена, а также изучение культуры Осетии и представлен следующими предметами:
В 10-м классе:
- русский язык – 1 час в неделю;
- математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия – 1 час в неделю;
- химия – 1 час в неделю;
- биология - 1 час в неделю;
- мировая художественная культура – 1 час в неделю;
- история Осетии – 1 час в неделю;
- традиционная культура осетин – 1 час в неделю.
Учебный план на 2020-2021 учебный год
Среднее общее образование 10 класс
(ФГОС СОО универсальный профиль)
Предметные области | Учебные предметы Классы |
| Количество часов в неделю | Всего (в год) |
10 класс
| 10 класс | |||
Общие учебные предметы для всех учебных планов | ||||
Русский язык и литература | Русский язык | Б | 1 | 35 |
Литература | Б | 3 | 105 | |
Родной язык и родная литература | Родной язык | Б | 1 | 35 |
Родная литература | Б | 2 | 70 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | Б | 3 | 105 |
Общественные науки | История | Б | 2 | 70 |
Математика и информатика | алгебра и начала математического анализа, геометрия | У | 4
| 140 |
Естественные науки | Астрономия | Б | 1 | 35 |
Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности | ОБЖ Физическая культура | Б Б | 1 3
| 35 105
|
Итого |
| 21 | 735 | |
Учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей | ||||
Математика и информатика | Информатика | Б | 1 | 35 |
Общественные науки | Обществознание География | У Б | 2 1 | 70 35 |
Естественные науки | Физика Химия Биология | У Б Б | 2 1 1 | 70 35 35 |
Индивидуальный проект (биология) | 1 | 35 | ||
Итого | 9 | 315 | ||
Предметы и курсы по выбору | ||||
Русский язык и литература | Русский язык | 1 | 35 | |
Математика и информатика | Алгебра и начала математического анализа, геометрия | 1 | 35 | |
Естественные науки | Химия | 1 | 35 | |
Биология | 1 | 35 | ||
| Мировая художественная культура | 1 | 35 | |
| История Осетии | 1 | 35 | |
| Традиционная культура осетин | 1 | 35 | |
Итого |
| 7 | 245 | |
ВСЕГО: | 37 | 1295 | ||
Максимально допустимая учебная недельная нагрузка | 37 | 1295 |
Учебный план МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова»
на 2020-2021 учебный год для 11-го класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель и задачи школы
1.Усилия педагогического коллектива школы направлены на подготовку «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны»
2. Согласно п.1.7. Устава основными целями деятельности школы являются;
1) реализация права граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов посредством предоставления образовательных услуг;
2) создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
3) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, адаптация обучающихся к жизни в обществе;
4) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
5) создание основы для осознанного выбора профессии и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
6) достижение обучающимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического развития, формирование здорового образа жизни.
Задачами на ступени основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Задачами на ступени среднего общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Среднее общее образование является основой для получения профессионального образования.
Юридическая основа учебного плана
- Учебный план школы разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»
1.1. Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 г.
1.3. Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004 г.(в редакции Приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
1.4. Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений РСО - Алания на 2004-2005 учебный год, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования №545 от10.06.2004 г.
1.5. Инструктивно-методического письма «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций РСО-Алания реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017-2018 учебный год
1.6. Требований санитарных норм и правил (СанПин 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189.
Особенность учебного плана
1.Учебный план школы предусматривает введение обязательных учебных предметовфедерального и национально-регионального компонента, иностранных языков (не менее 2-х), предметов и программ по выбору обучающихся 11-го класса; реализацию программ дополнительного школьного образования (факультативных курсов, групповых и индивидуальных занятий).
2. Учебный план школы:
2.1. Предоставляет учащимся право выбора уровня и направленности образовательной программы.
2.2. Способствует индивидуализации и дифференциации образования.
3. Центральной идеей учебного плана школы является сочетание целей участников образовательного процесса, общества и государства в области образования, культурно-национальные, региональные и местные запросы, образовательные запросы личности, дифференциация образовательного процесса, реализация адаптивной системы обучения.
Структура учебного плана
- По структуре учебный план состоит из пояснительной записки и ряда таблиц распределения учебных часов по классам и учебным предметам с выделением основного федерального, национально-регионального компонента и школьного образовательного компонента.
2. Основной федеральный и национально-региональный образовательный компонент состоит из двух частей:
1) обязательные общеобразовательные учебные предметы,
2) предметы национально-регионального компонента.
3. Обязательные общеобразовательные учебные предметы формируются за счет инвариантной части учебного плана (федеральный компонент), что обеспечивает единое содержание образования всех общеобразовательных учебных учреждений страны. В ней полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, гарантируется овладение выпускниками необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования.
4. Предметы национально - регионального компонента формируются за счет инвариантной и вариативной частей учебного плана.
6. Максимальный объем учебной нагрузки учащегося складывается из часов основного и дополнительного школьного образовательного компонента, не превышая нормы.
СТРУКТУРА ШКОЛЫ
1. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных учебных программ трех ступеней образования:
I ступень – начальное общее образование - (1-4-й классы) – 4 года;
II ступень – основное общее образование - (5-9-й классы) – 5 лет;
III ступень – среднее общее образование- (10-11-й классы) – 2 года.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Родной язык и литература
Изучается в старшем звене - 3 часа в неделю.
- Часы, отведенные на учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» в 11 классе распределены -1 час родного языка, 2 часа родной литературы.
Иностранные языки
Учебный предмет «Иностранный язык» содержательно преемственен курсу иностранного языка, изучаемого учащимися в начальной школе. Предложенный объём учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
По 3 часа в неделю английский, немецкий по общеобразовательным программам. Происходит деление на группы в одиннадцатом классе, так как произошло объединение двух девятых классов, один из которых изучал немецкий, а другой английский.
Учебный предмет «Обществознание»
Учебный предмет «Обществознание» представляет собой интегрированный курс, построенный по модульному принципу и включающий такие разделы, как «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право».
Программа курса «Обществознание» полностью приведена в соответствие с программой для поступающих в вузы.
Учебный предмет «Русский язык» и «Литература»
Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» ориентированы на овладение учащимися функциональной языковой грамотностью, основами литературоведения и на обеспечение подготовки учащихся к обязательной итоговой аттестации.
Учебный предмет «Математика»
Предмет «Математика» изучается по программам общеобразовательных школ под редакцией Никольского С.М. Учебный предмет «Математика» ориентирован на овладение алгебраических и геометрических знаний, на подготовку учащихся к обязательной государственной итоговой аттестации.
. Для лучшей подготовки к ЕГЭ в 11 классе добавляется 1час из школьного компонента.
Учебные предметы образовательной области «Естествознание»
1.Предметы: «Биология» – 2 часа, «География» - 1 час; «Химия» – 2 часа, «Физика» - 11 кл. - 3 часа, «Астрономия» – 1 час за счет технологии.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»
- Согласно учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, учебный предмет ОБЖ изучается с 8 по 11-класс – 1 час.
Учебный предмет «Информатика»
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» направлен на обеспечение общей компьютерной грамотности и предполагает овладение учащимися на практическом уровне основами информационных компьютерных технологий.
Физическая культура
– Учебный предмет «Физическая культура» ориентирован на выполнение спортивных нормативов, кроме того, в содержание программы включён материал по теории физической культуры, а также мотивационные уроки, направленные на формирование здорового образа жизни у школьников.
Учебная неделя и длительность уроков
Учебный план школы рассчитан на 6 - дневную учебную неделю для 11-х классов.
1.Продолжительность уроков равна 40 мин..
2.Длительность перерывов между 1-2 и 4-6 уроками равна 10 мин., и 20 мин. - после 2-го и 3-го уроков.
Компонент общеобразовательного учреждения
Часы компонента ОУ в учебном плане использованы на:
- предмет «Алгебра» в 11-ых классах для повышения уровня математической компетентности учащихся и рационального распределения учебной нагрузки при подготовке к государственной итоговой аттестации (1 час в неделю):
Среднее общее образование (III ступень)
Предметные области |
Учебные предметы | Количество часов в неделю |
|
11 (общеобразовательный) | |||
Родной язык и родная литература | Родной язык (осетинский) | 1 | |
Родная литература (осетинская) | 2 | ||
Традиционная культура осетин | 1 | ||
Русский язык и литература | Русский язык | 1 | |
Русская литература | 3 | ||
Мировая художественная культура | Мировая художественная культура | 1 | |
Иностранный язык | Иностранный язык (англ. немец.) | 3 | |
Математика
| Алгебра | 2 | |
Геометрия | 2 | ||
Информатика и ИКТ | Информатика и ИКТ | 1 | |
Общественно-научные предметы | История | 2 | |
История Осетии | 1 | ||
Обществознание | 2 | ||
География | 1 | ||
Экономика | 1 | ||
Естественнонаучные предметы | Биология | 2 | |
Физика | 3 | ||
Астрономия | 1 | ||
Химия | 2 | ||
Физическая культура | Физическая культура | 3 | |
Основы безопасности жизнедеятельности | Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | |
Технология | Технология | - | |
| ИТОГО | 36 | |
Компонент образовательного учреждения | 1 | ||
Алгебра | 1 | ||
Максимальный объем учебной нагрузки | 37 | ||
Итого к финансированию | 37 |
Добавить комментарий