Тема урока: «Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой.
Подготовила и провела Бзарова Т.Х.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа имени Х. – У. Мамсурова».
Дата проведения – 07.05.19
Тема урока: «Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой.
ЦЕЛЬ: раскрыть идейно-художественный смысл образа Наташи Ростовой; совершенствовать навыки высказывания с использованием оценочной лексики; показать неувядаемость образа Наташи Ростовой; вызвать у учащихся чувство любви и уважения к гениальному писателю, создавшему величайшее произведение русской и мировой литературы.
Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка.
(Пьер Безухов).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы:
- Когда создавался роман – эпопея «Война и мир»?
- Какие исторические события изображены в романе - эпопее?
- В каких произведениях русской литературы показаны эти же события? (И.А.Крылов - «Волк на псарне», М.Ю. Лермонтов - «Бородино», А.С.Пушкин – «Перед гробницею святой»).
Толстой продолжил традиции своих предшественников, правдиво изображающих действительность.
- Назовите главных действующих лиц романа.
- Расскажите о Пьере Безухове. (Слайд № 1 - 3).
3. Работа по теме урока.
Слово учителя:
- Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого. В романе более 600 героев. И среди них есть и женские.
- Назовите их (ответы учащихся).
- Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова. Л.Н.Толстой, автор романа «Война и мир», утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». (Слайд № 4).
Вопрос об истинной красоте всегда был одним из самых волнующих в литературе и в жизни, поэтому рассуждения на эту тему актуальны и по сей день. Во все времена обывательское представление о красоте складывалось из оценки ее чисто внешнего проявления в человеке, но мало кто обращал внимание на его внутреннюю сущность. Вопрос же о том, что важнее – внешность или внутренние качества – стал вечным. Но неужели в скором будущем обывательские представления о красоте возьмут верх над человеческим разумом и люди перестанут ценить внутреннюю привлекательность? Я просто уверена, что такого не произойдет, пока существуют на Земле великие произведения, оказывающие благотворное влияние на человека, выкладывающие в его разум высоконравственные мысли, ведущие к неискаженным представлениям об истинной красоте.
Одно из таких произведений принадлежит перу величайшего психолога русской души, писателю Льву Николаевичу Толстому. В романе «Война и мир» на примере ярких женских образов показана истинная человеческая красота. Раскрывая характер Наташи Ростовой, писатель отмечает те качества личности, которые, по его мнению, делают человека прекрасным.
- Кто же стал прототипом Наташи? (Слайд № 5).
(В литературе о «Войне и мире» давно высказано соображение, что Татьяна Андреевна Кузминская - прототип Наташи Ростовой. (Слайд № 6). Сам Толстой не скрывал того, что личность, характер Тани помогает ему в создании любимой героини - Наташи. «...Ты думаешь, ты даром живешь у нас, - я тебя всю записываю...», - сказал однажды Лев Николаевич свояченице.
Татьяна Андреевна Кузминская, урожденная Берс (1846 - 1925), была свояченицей Л.Н. Толстого, младшей сестрой его жены Софьи Андреевны. Она с детства находилась в сердечной дружбе с великим писателем. После женитьбы Толстого Татьяна Андреевна, будучи молодой девушкой, часто и продолжительно жила в Ясной Поляне и называла ее «милым своим вторым родительским домом». Таня была старательной переписчицей рукописей Толстого, в частности писала под его диктовку некоторые главы «Войны и мира». Она обладала прекрасным голосом и своим пением доставляла Льву Николаевичу большое наслаждение).
- Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?
Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику (т.1, ч. 1, гл. 7).
УЧИТЕЛЬ: Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, свойственную детям. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. Любуясь своей героиней, он ценит в ней простоту, доброту и умение чувствовать красоту и правду. Автор с особенной любовью рисует нам образ этой живой, прелестной девочки. Для Толстого очень важна духовная связь героини с народом.
- В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?
(Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече).
Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).
Учитель: Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, сама того не замечая, делает их лучше, добрее.
- Каким нравственным критерием оценивает автор свою героиню?
Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».
Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини. Образ Наташи хорошо раскрывается в сцене в гостях у дядюшки: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.
- Где и как проявляется духовная красота Наташи?
(Духовная красота Наташи проявляется в этом эпизоде и в отношении к родной природе. Искреннюю восторженность слышим мы в её голосе ночью в Отрадном. «Ах, какая прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так!» - восклицает девушка. Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья. Но она умеет не только сама быть счастливой, но и делает счастливыми других, являясь для них чем-то вроде ангела-хранителя).
Учитель: Как мы видим, завершающим эпизодом этой картины является пляска Наташи под музыку дядюшки, который оказался отличным гитаристом - исполнителем русских песен. Дядюшка с таким мастерством и задушевностью взял первые аккорды известной русской песни «По улице мостовой», что они сразу задели за живое слушателей, а Наташа уже не смогла устоять на месте, сбросила с себя платок и своей пляской привела в изумление всех присутствующих. Она, восхищённая и увлечённая пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ», сама не замечает, как пускается в пляс. И в эти мгновения она понимает всё то, что «было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Нас, как и автора, удивляет, «где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух… Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».
В этом эпизоде раскрывается ещё одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.
- В каких эпизодах произведения раскрывается патриотизм Наташи?
(Слайд № 7). Самый замечательный эпизод из целой серии прекрасных жанровых картин, посвященных Наташе Ростовой, - это эпизод эвакуации раненых из Москвы, в котором она проявила себя как истинная патриотка. Из поместных деревень к Ростовым пришло 30 подвод для эвакуации из московского дома имущества. Раненые офицеры, узнав о подводах, стали просить дать им возможность выехать из Москвы. Старая графиня решительно запротестовала против предоставления подвод раненым. Наташа была глубоко потрясена поступком матери и своё возмущение выразила бурно.
Родители не устояли против натиска Наташи и подводы были предоставлены раненым.
Искренний и глубокий патриотизм Наташи выразился также в следующем эпизоде. После эвакуации из Москвы Ростовы остановились в Мытищах в том же доме, куда был доставлен тяжело раненый Андрей Болконский. В эту ночь Наташа долго не ложилась спать, до неё доходил стон адъютанта генерала Раевского. Она знала, что это стонет не Андрей, которого, несмотря на разрыв, она продолжала любить. Но для Наташи в эти тяжелые дни все русские воины были одинаково близкими и родными. Толстой пишет: «Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкая шея её тряслась от рыданий и билась о раму… »).
(фрагмент из к/фильма «Война и мир»)
Учитель: Эта сцена написана Толстым с поразительным мастерством. В отношении Наташи к раненым солдатам выражается органическая связь с народной жизнью, стремление всё отдать для блага своего народа. В такие минуты автор восхищается своей героиней. Бескорыстие Наташи, ее готовность все отдать страдающим людям, не думая о своих несчастьях, находит отклик в сердцах всех Ростовых.
- Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер. (фрагмент из к/ф).
- Как дальше развивались события?
- Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?
(Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться).
- Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
(Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь).
- Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?
(Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной).
- Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
(Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья).
- Что же возрождает Наташу к жизни?
(Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними).
- К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?
(Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.
Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего).
- А отношение ее к мужу?
(Не все она понимала в деятельности Пьера, но он для нее – самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь).
- Как вы оцениваете изменения, произошедшие с Наташей? (Слайд № 8).
(Полное перерождение Наташи, которое произошло после ее замужества, не раз вызывало резкие критические выступления против Толстого за то, что он волшебницу Наташу, полную обаяния и грации, в замужестве превратил всего лишь «в сильную и плодовитую самку». В литературе о «Войне и мире» неоднократно писалось о том, что Толстой в решении «женского вопроса» полемизировал с революционерами-демократами. В противовес их широкой пропаганде эмансипации женщины, Толстой рисует свой идеал русской женщины – Наташу).
Учитель: Автор не считает свою героиню умной, расчётливой, приспособленной к жизни. Но её простота, одухотворенность сердца побеждают ум, учёность и хорошие манеры. Несмотря на внешность, явно некрасивую в детстве и в юности, Наташа привлекает даже малознакомых людей. В отличие от «блестящей красавицы» Элен, она не поражает красотой внешней, и тем не менее она истинно прекрасна, потому что прекрасна её душа, её внутренний мир. Выразительны её глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды. Они и «сияющие», и «любопытные», и «умоляющие», и «испуганные», и «внимательные». Какое богатство духовного мира выражено в ее глазах! Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, знакомство с которым становится новой точкой отсчёта в её жизни. Но Толстой не только восхищается внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает её в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни. Она долго и мучительно выходит из духовного кризиса после разрыва с Болконским. Ее спасает молитва и любовь Пьера. Именно в замужестве с ним она обретает свое подлинное счастье. Идиллию семейного счастья являет собой и супружеская жизнь Наташи с Пьером. Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья - вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье. Дай вам Бог быть такими счастливыми, какой считала себя Наташа.
Выводы: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.
4. Подведение итогов урока:
- Какими чертами наделяет Толстой Наташу?
- В чем выразилась одаренность Наташи?
- В чем видит Толстой основное назначение женщины?
- Что положительного и что отрицательного во взгляде Толстого на роль женщины в обществе?
Домашнее задание:
- Составить характеристику Наташи Ростовой.
- Ответить письменно на один вопрос:
- Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
- Почему хозяин и хозяйка бала обратили на Наташу особое внимание?
- Как Толстой описывает возникновение и развитие любви Наташи и князя Андрея?
- Пляска Наташи у дядюшки. Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?
-Какие черты характера Наташи проявились во время Отечественной войны 1812 года?
-Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев? Каким образом Наташа соответствует этим критериям?
- Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? (Слайд № 9).
Добавить комментарий