07дек2018

Классный час в 5-6 классах по теме: «Подросток и алкоголь»

07.12.2018   0 3819

Классный час в 5-6 классах

по теме: «Подросток и алкоголь»


Подготовили: Кочисова Л.К.,Тибилова Б.С.

Пояснительная записка

Цели:

Образовательные:

  • объяснить учащимся действие алкоголя на организм;
  • познакомить с распространёнными мотивами и последствиями употребления алкоголя.

Развивающие:

  • развивать способности учащихся к социальному взаимодействию и сотрудничеству (работе в группах);
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;
    • способствовать развитию критического мышления.

Воспитательные:

  • способствовать формированию стремления у учащихся к здоровому образу жизни;
  • способствовать формированию негативное отношение к алкоголю.

Классный час, посвященный проблеме алкоголизма.

Данный классный час предназначен для учащихся 5 класса.

Медики утверждают, что за последние годы в стране благодаря «пьяной рекламе» возникла новая - алкогольный образ жизни. Увеличилось потребление алкоголя среди детей, подростков и женщин. В настоящее время средний возраст начала потребления алкоголя составляет 12-13 лет. Несколько лет тому назад - 16-18 лет. Употребление алкоголя несовершеннолетними за последние годы неуклонно растет. По данным Центра социологических исследований, по сравнению с 1999 г. уровень распространенности алкоголизма среди подростков вырос на 65%. В России зарегистрировано 6,5 тыс. детей в возрасте до 14 лет, которым поставлен диагноз «хронический алкоголизм». Опасность еще и в том, что несовершеннолетние не могут контролировать количество выпитого ими пива. Предлагаемое мероприятие - это час общения на актуальную для восьмиклассников тему алкоголизма.

Оборудование и материалы, необходимые для занятия: компьютер, интерактивная доска.

Ход классного часа

«Пьянство есть упражнение в безумии».

Пифагор.

Организационный момент

Актуализация знаний

Что полезно, а что вредно для человека.

Ведущий: Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человек – существо социально. Социум – это люди, которые нас окружают. Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удо­вольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако суще­ствует одно условие, при котором все перечисленное возможно, - это здоро­вье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет много достичь и стать замечательным специалис­том, нужным и полезным людям.

На свете есть много способов сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, но есть то, что идет во вред здоровью и разруша­ет его. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?»

Задание «Что полезно и вредно для здоровья»

На интерактивной доске заполнить таблицу (выходят по одному и записывают, что, по мнению каждого полезно и вредно для здоровья):

Полезно для человека:

Вредно для человека:

ü соблюдать режим дня;

ü соблюдать гигиену;

ü правильно и регулярно питаться;

ü заниматься спортом;

ü вовремя и самостоятельно делать уроки;

ü бывать на свежем воздухе;

ü делать утреннюю зарядку;

ü следить за чистотой своей одежды и
своего жилища;

ü слушаться родителей и близких людей;

ü закаляться;

ü посещать кружки;

ü читать книги;

ü уметь вести себя в коллективе

ü прогуливать занятия в школе;

ü грубить и не уважать старших;

ü много сидеть у телевизора или за компьютером;

ü гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;

ü пробовать незнакомые вещества;

ü есть чересчур много сладкого;

ü грызть ногти;

ü курить;

ü драться.

Что такое привычки.

Ведущий: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - по­жнешь судьбу”. Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются». / Привычка - это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. На­пример, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель./

Задание «Полезные и вредные привычеки»

На интерактивной доске заполнить таблицу (выходят по одному и выбирают о одной привычек из списка и переносят в таблицу, что, по мнению каждого полезные и вредные привычки):

Полезные привычки

Вредные привычки

Список полезных и вредных привычек:

  • мальчик чистит зубы;
  • мальчик не хочет мыться и умываться;
  • группа ребят делает зарядку;
  • девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;
  • ученик грызет ногти на уроке;
  • ученик опаздывает на урок;
  • группа ребят курит;
  • двое взрослых выпивают.

Ведущий: Итак, кроме множества полезных, укрепляющих здоровье человека и помогающих ему жить привычек, есть те, которые мы считаем вредными, так как они приносят вред организму и нарушают правильный ритм жизни. Одной из таких привычек является употребление алкогольных напитков.

Основная часть

Задание «Какие напитки принято называть алкогольными»

На интерактивной доске классифицируют напитки из списка (выходят по одному перемещают текст в соответствующие ячейки):

молоко; простокваша; газированная вода (лимонад); газированная вода (кола); минеральная вода; квас; сок; пиво; водка; вино; шампанское; алкогольный коктейль; кефир; чай; кофе; кумыс.

Что такое алкоголь.

Ведущий: Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто , эфирное». Еще в VIII в. арабы были знакомы с дистилляцией и, вероятно, умели получать более крепкие спиртные напитки, чем вино. В Европе лишь в XIV в. был изобретен способ дистилляции спирта, присутствие которого в вине было доказано еще в XII в. Арабские алхимики называли спирт «душой вина» и использовали его главным образом для медицинских целей.

Алкогольная ферментация была известна людям еще в глубокой древ­ности, но она не могла быть использована для производства алкогольных напитков до появления керамики. Лишь в конце мезолита и начале неолита, т. е. около 6 тыс. лет до н. э., стало возможным производство спиртных напитков в керамических сосудах. Ни одна из древних цивилизаций не была знакома с алкоголем, а по мнению Аллена Грея (1966), алкоголь долгое время оставался неизвестным для обитателей полярных стран, для тузем­цев Огненной Земли и для аборигенов Австралии. Люди, проживавшие в других частях света, хорошо знали, что такое вино и каково его опьяняющее действие.

Вкус вина был известен древним римлянам и древним грекам. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно упо­миналось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых царило веселье до самозабвения: Бахусу — богу вина у древних римлян — праздник Бахуса (Вакх и вакханалии), Дионису — богу вина, плодородия и веселья у древних греков — праздник Диониса. Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и Софокл воспели Среди­земноморье как родину винограда и вина. У праболгар не было культа вина, которое они узнали от Византии. Они использовали алкогольный напиток медок, а позднее, вероятно, от славян, научились делать и пиво. Известен и закон, изданный ханом Крумом, об ограничении пьянства, так же как и страстная проповедь Константина (Кирилла) Философа, направленная против пьянства.

Независимо от того, пьет ли человек шампанское, вино, пиво, водку, коньяк или другие алкогольные напитки, он вводит в свой организм этиловый спирт. Этиловый (он же винный) спирт, или этанол, входит в состав всех без исключения спиртных напитков. Он представляет собой бесцветную, прозрачную, летучую, воспламеняющуюся жид­кость, которая легко смешивается с водой. Термин «алкоголь» - это синоним сло­вам «этанол» или «этиловый спирт».

В разных напитках содержится различное количество этанола. Для того, что­бы выяснить количественное содержание алкоголя в любом виде спиртного, достаточно изучить этикетку бутылки, на которой указано, какую часть от общего
объема напитка составляет этиловый спирт, например, в пиве - от 2 до 6% этило-
вого спирта, в сухом вине - от 7 до 12%, в ликерах от 20 до 30%, в водке - около
40%, роме и коньяках - от 40% и т.д. Этот признак поможет нам понять, является
ли данный напиток алкогольным.

Признаки употребления человеком алкогольных напитков

Ведущий: У человека, находящегося в со­стоянии алкогольного опьянения, изменения претерпевает внешность, и именно по характерным признакам внешнего вида и осо­бенности поведения человека могут свидетельствовать об употреблении спирт­ных напитков.

Задание

Для 1 группы: Представить внешность человека находящегося в состоянии алкогольного опьянения

Перечисляют, какие изменения претерпевает внешность, чело­века, который употребляет алкогольные напитки.

(покраснение лица (и шеи); покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз; затуманенный, тяжелый взгляд; отечность лица; неопрятность и неряшливость в одежде)

Для 2 группы:Составить пор­трет человека, характеризующие особенности поведения пьяного человека

Перечисляют, какие изменения, происходят в поведении чело­века, который употребляет алкогольные напитки.

(часто проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окру­жающим; настроение или неоправданно повышенное или необоснованно угрюмое; речь становится более громкой и часто невнятной, при этом человек прояв­ляет повышенную «болтливость»; отсутствие правильной координации движений; суетливость (или наоборот, заторможенность) движений (вплоть до полного «омертвления» и очень глубокого сна).)

Ведущий: «На тот факт, что под действием алкоголя и внешность, и поведение человека становятся крайне непривлекательными, обращали внимание многие художники, писатели, поэты. Вспомните известные «Вредные советы» замечатель­ного детского поэта Григория Остера:

Если друг-приятель Толя

Предложил тебе немного «очень вкусного» вина,

Без сомненья соглашайся - Что тут думать, размышлять?..

Лишь представь, что очень скоро

Ты совсем похожим станешь на любителей вина.

И тогда ты сможешь так же, как они, подобно свинкам В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.

Хочешь быть на них похожим?

Ну, тогда не сомневайся, - и, конечно, пей вино.

Как вы относитесь к этому вредному совету? Хотите быть похожими на этих грязных свинок?»

Действие алкоголя на различные органы и системы

Ведущий: «То воздействие алкоголя на человека, которое мы способны увидеть, - это
изменение его внешнего вида и поведения. Но каково его влияние на работу внутренних органов?»

Чистый спирт является сильным ядом, 60—70 %-ный его раствор ока­зывает угнетающее действие на микроорганизмы, разрушая их частично или полностью убивая. Если концентрация раствора выше 20 %, он вызы­вает дегидратацию (обезвоживание) и коагуляцию (свертывание) белковых веществ и протоплазмы клетки. Алкоголь является наркотиком, оказываю­щим опьяняющее действие на организм, но, в отличие от других нар­котиков, это его действие на организм проявляется только при употреблении относительно больших доз — от 0,2 до 0,5 г н^ литр крови. Интервал между его наркотической и токсической концентрациями довольно зна­чителен. Смертельная доза чистого (100%) алкоголя варьирует в за­висимости от массы и возраста человека в следующих границах: для грудных детей —5—15 г; для детей —50—100 г; для взрослого человека — 200—500 г.:

Алкоголь — типичный протоплазматический яд, наиболее сильно пора­жающий нервные клетки и клетки печени. Выпитый алкоголь очень быстро всасывается кровью в желудке (около 20 %) и в кишечнике (около 80%). Как правило, процесс перехода алкоголя в кровь продолжается от 45 до 90 минут, а иногда, как исключение,— до 2 часов. Концентрация алкоголя в крови нарастает очень быстро — буквально через несколько минут после того, как человек сделал первый глоток.

Задание

Сочетание фронтальной работы (визуальное сопровождение излагаемой ве­дущим информации) с индивидуальной работой каждого учащегося (перемещение или закрашивание органов человека по мере объяснения ведущего на интерактивной доске).

Мозг. Является «главнокомандующим» всего организма. Именно по его ко­манде функционируют все органы и системы человека. Для нормальной работы мозг нуждается в полноценном потреблении энергии. Когда в организм поступа­ет алкоголь, мозгу необходимо гораздо большее количество энергии, чтобы уп­равлять работой органов. Но это как раз невозможно, поскольку именно алко­голь перекрывает каналы поступления кислорода в мозг. В результате наступает кислородное голодание, которое приводит к гибели множества мозговых клеток, не способных уже восстановиться снова. Головные боли, чувство повышенной тревоги, мнительность, ухудшение процессов мышления, ослабление памяти, - вот далеко не полный перечень тех симптомов, которые сопровождают этот про­цесс. В научной литературе это носит название «алкогольное слабоумие», хотя медики между собой называют его «социальной смертью».

Сердечно-сосудистая система. Главный орган данной системы - сердце. Прокачивая кровь по кровеносным сосудам к другим органам и системам, оно тем самым обеспечивает поступление в них энергии и питательных ве­ществ, а следовательно, поддерживает в них жизнь. Алкоголь нарушает бес­перебойную работу сердца, человек часто ощущает слабость, повышенную утомляемость, внезапное обильное потоотделение, головокружение, появля­ются боли в области сердца, и как следствие, может наступить инфаркт - ги­бель сердечной мышцы.

Дыхательная система - одна из важнейших систем организма. Дыхание - синоним жизни. Когда мы произносим слова «бездыханное тело», речь идет об умершем человеке. При частом и неумеренном употреблении алкоголя про­цесс дыхания нарушается, а это, в свою очередь, приводит к снижению общей сопротивляемости организма. Вот почему страдающие алкоголизмом люди гораздо чаще имеют такие заболевания, как хронический бронхит, пневмо­ния, трахеобронхит, воспаление легких. А уж одышка у таких людей - это обычное явление!

Пищеварительная система. О нарушениях этой системы вследствие зло­употребления спиртными напитками знает едва ли не каждый. Ведь главными специфическими («алкогольными») негативными последствиями для пищева­рительного тракта являются: гастрит желудка, язва желудка и двенадцатипер­стной кишки, поражения печени, желчного пузыря, желчных протоков и под­желудочной железы. Перечислить на данном занятии все способы «приведе­ния в негодность» отдельных элементов пищеварительной системы, которые имеет в своем арсенале алкоголь, просто невозможно. Но одно очевидно: гас­трит, холецистит, панкреатит, а также гепатит и цирроз, - это обычные диаг­нозы страдающих алкоголизмом.

Мочевыделительная система. Специфическая функция этой системы состоит в том, что она обеспечивает процесс выделения (удаления) из организма нежела­тельных веществ. При этом основная работа ложится на почки. Алкоголь воздей­ствует на почки, приводя к нарушению процесса выведения влаги из организма, достаточно взглянуть на обрюзгшие, отечные лица злоупотребляющих спиртным людей. Кроме того, из-за нарушения взаимодействия данной системы с головным мозгом происходит и такое неприятное явление, как «недержание мочи» или не­произвольное испускание ее во время сна.

Ведущий: «Таким образом, мы увидели, что в организме нет ни одного орга­на или системы органов, которые бы остались “безразличными” к введению в организм алкоголя. Поскольку все они связаны, нарушение деятельности од­ного из них приводит к сбоям в работе других. Поэтому разрушительное воз­действие алкоголя можно сравнить с цепной реакцией. Попадая в организм, он начинает медленно, но верно повреждать орган за органом и систему за системой. Пока его злоупотребление не приведет к самым тяжелым послед­ствиям и даже к смерти».

«Мы с вами говорили о том, что даже если алкоголь попадает в орга­низм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативное воздей­ствие. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека соби­рает все свои силы и через какое-то время способен восстановиться.

А что произойдет, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять алкогольные напитки?»

Демонстрация опыта: необходимо взять два неполных стакана с подкрашенной акварельной краской водой - синей и желтой. Стакан с желтой краской символизи­рует здоровый организм человека - недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце - источник жизни! Начнем постепенно в стакан с желтой жидкостью подли­вать синюю. Что будет происходить? Сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет все больше принимать зеленый от­тенок (ведь смешивание желтого и синего цветов дает зеленый цвет), и наконец наступит такой момент, когда вся жидкость в стакане окрасится в зеленый цвет. Так происходит и с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдет все большее болезненное перерожде­ние органов и систем. (Символично, что в нашем опыте жидкость, представляющая организм человека, под влиянием алкоголя окрасилась именно в зеленый цвет: ведь в народе алкоголь часто именуют «зеленым змием»!)

Во время демонстрации опыта следует постоянно предоставлять возможность учащимся высказывать свои наблюдения. Правомерно задавать вопросы, акти­визирующие мыслительную деятельность группы, например: «Как вы думаете, почему ничего не произошло с желтой жидкостью, когда мы влили в нее совсем немного синей?» (следует подвести ребят к ответу, что малое количество смогло раствориться и не дать видимого изменения цвета); «Как вы думаете, возможен ли обратный процесс - превращение зеленой жидкости в желтую?» (Целесообраз­но провести символическую параллель: как невозможно снова сделать зеленую жидкость желтой, так и организм, пораженный алкоголем, уже никогда не смо­жет снова стать здоровым!)

Ведущий: «Такое частое и регулярное употребление алкоголя человеком с при­чинением вреда всему организму носит название “злоупотребление алкоголем”. В результате этого у человека развивается болезнь - “хронический алкоголизм”. Слово “хронический” означает, что полного выздоровления быть не может: бо­лезнь изменила работу органов и систем».

Задание

На интерактивной доске необходимо заполнить таблицу ответами на вопросы и тем самым определить, в чем сходство: человек съел много мороженого и заболел ангиной или много и часто употреблял спиртные напитки (злоупотреблял ими) и стал алкоголиком. Примерный образец заполненной таблицы: (1 группа - ангина, 2 группа - хронический алкоголизм)

Вопросы

Ангина

Хронический алкоголизм

1. Употребление какого продукта вызвало данное заболевание?

мороженое

алкогольные напитки

2. Какую цель преследовал человек, употребляя данный продукт?

сделать себе хорошо

сделать себе хорошо

3. Заставлял ли кто-либо человека употреблять этот продукт или он делал это самостоятельно?

нет, никто не заставлял

нет, никто не заставлял

4. Много ли потреблялось данного продукта?

да

Да

5. Смог ли человек вовремя остановиться и прекратить употребление данного продукта?

нет

нет

6. Каковы последствия такого употребления данного продукта?

возникшее

заболевание

возникшее

заболевание

Подводя итоги работы с учащимися по заполнению таблицы, необходимо в конце подвести их к выводу, что основная причина возникновения заболевания и в первом, и во втором случае - несерьезное отношение к своему здоровью, пре­небрежение им.

Ведущий: «Мы с вами сумели определить, в чем сходство между двумя болезня­ми - алкоголизмом и ангиной. Однако есть между ними и очень серьезное разли­чие. Ангину врачи называют острым заболеванием, имея в виду, что если ее начать лечить, человек поправится. Напомню, что алкоголизм определяют как хроничес­кое заболевание, и вы уже знаете, что этот термин означает невозможность привес­ти пораженный алкоголем организм к первоначальному здоровому состоянию. По­думайте, стоит ли экспериментировать с тем веществом, которое приводит к по­жизненному изменению органов и систем?»

Так как алкогольные напитки наносят вред здоровью человека и его жизни, необходимо уметь отказываться от предложения употребить эти напитки, невзи­рая на те ложные аргументы, с помощью которых кто-либо пытается заставить нас это сделать.

Подведение итогов (рефлексия)

Что осталось у вас после сегодняшнего разговора? Будете ли вспоминать его позже? Или считаете вопрос не стоящим вашего внимания?

Прослушивание ответов учащихся.

Домашнее задание:

Перечислить несколько своих полезных привычек, любимых занятий, кото­рые помогают сохранить здоровье.

Добавить комментарий