Рабочая программа кружка «Читалия»
Рабочая программа
кружка «Читалия»
для учащихся 4 класса
Руководитель кружка Газданова А.Н.
Пояснительная записка.
Рабочая программа творческого объединения «Читалия» разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы и создана программа литературного кружка для учащихся 4 класса «Читалия» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством руководителя кружка. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-праздник,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная,
литературный ринг и т. д. Какие-то формы мы будем использовать на занятиях в 4 классе, какие-то в старших классах.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Руководитель кружка должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 1года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД - универсальные учебные действия)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка «Читалия».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Работа на занятиях чтения направлены на достижение образовательных результатов.
Тематическое планирование занятий
литературного кружка «Читалия»
4 класс
№ | Тема внеклассного чтения | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1
2
3 | Стихотворные сказки | П.Ершов «Конёк – горбунок»
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее» | Особенности стихотворных сказок, Сравнение сказок разных авторов.
| Выучить отрывок наизусть, пересказ, конкурс рисунков, просмотр фильмов | Сравнительная характеристика героев | 4
4
4 | ||
4 | Детские энциклопедии | Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. | Особенности энциклопедических публикаций. | Находить в большом потоке информации интересующую информацию | Создание энциклопедии школьных принадлежностей. | 2 | ||
5 | Стихи о природе. Страницы русской классики. | Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев | Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн | Сочинить синквейн о друге | Сочинение синквейна о лете. | 2 | ||
6
7 | Рассказы современ. писателей о детях | Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Где это видано, где это слыхано» | Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. | Сочинить свой рассказ «Что я люблю» | Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского | 2 | ||
8
9 | Волшебный мир сказок Бажова | П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка» | Выделение особенностей уральских сказаний.
| Мини-рассказ «Я умею, я могу» | Оформление плаката «Умельцы нашего класса» | 2
2 | ||
10
11 | Произведения о тех, кто трудится | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" | Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. | Находить ответы на вопросы в произведении. | Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели) | 2 | ||
12
13 | Книги о природе и человеке | М.Пришвин «Гаечки» Б.Житков «Мангуста» | Деление произведения на смысловые части. | Находить в произведении понравившиеся отрывки | Озаглавливание частей. | 2 | ||
14
15
16 | Рассказы о животных | Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреев «Кусака» | Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. | Сочинение стихотворения «Я….»(Словами «Я» начинается каждая нечетная строка) | Сборник стихотворений «Про нас» | 4 | ||
17 | Книги о ребятах и их делах | А.Гайдар «Тимур и его команда». | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование | Пересказ отрывка прочитанного произведения. | Выставка книг А.П.Гайдара. | 4 | ||
18 | Произведения о долге и храбрости
| И. Тургенев «Капля жизни» | Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям | Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. | Выставка книг о долге и храбрости. | 2 | ||
19 | Произведения о мамах и детях | А.Милн «Непослушная мама» | Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения | Выучить стихотворение о маме. | Конкурс стихотворений о маме | 2 | ||
20 | Сказки о приключениях детей | И.Сигсгорд « Палле один на свете», | Литературное слушание. Анализ произведения. | Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту | Составление кроссворда с использованием составленных вопросов | 2 | ||
21
22 | Весёлые истории | М.Зощенко « Глупая история» И.Сухин «Вот такой затейник» | Особенности произведений юмористического жанра.
| Мини рассказ «История из моего детства» | Составление диафильма к прочитанному произведению | 2
2 | ||
23
24 | Сказки народов разных стран | Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» | Особенности арабских сказок | Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации) | Составление брейк – сказки. | 4
4 | ||
25 26 | Книги о дружбе и взаимопомощи | Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» | Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. | Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». | Газета с фото., рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки» | 2 | ||
27
28 | Как рождается герой | Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин» | Темп чтения, передача настроения голосом. | Выразительное чтение выбран. стих-ния | Конкурс на лучшего чтеца | 2 | ||
29
30 | Люби живое | М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. | Выразительное чтение отрывка произведения. | Устное иллюстрирование | 2 | ||
31 | Страна Фантазия | Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | Анализ произведения по вопросам учителя. | Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» | Игра « Угадай произведение, зачитай отрывок»
| 2
2
2 | ||
32
33 | ||||||||
34 | Обобщающее занятие с родителями | Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса. | Подготовить вопросы викторины | «Литературная гостиная» | 2 | |||
35 | Итоговое диагностирование. | Тестирование по выявлению читательского кругозора. | Составление списка для летнего чтения. | Оформление уголка летнего чтения. | 2 |
Добавить комментарий