Тема урока: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Хаджи-Умара Мамсурова с.Ольгинское» Правобережного района РСО-Алания
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Тема: «Что такое корень слова?
Что такое однокоренные слова?».
Выполнила: Дзулаева Ф.Х.,
учитель начальных классов
22. 10. 20018 г.
Тема урока: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Цели урока:
- Метапредметная: расширить изучение понятия “однокоренные слова”
- Предметная: обобщить знания обучающихся о корне слова
Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Общеучебные:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решения проблемы.
2. Искать и выделять необходимую информацию.
Логические:
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Строить логические цепи рассуждений.
5. Выдвигать гипотезы.
Постановка и решение проблем:
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.
Личностные:
1. Уметь слушать и вступать в диалог;
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Коммуникативные:
1. Проявлять любознательность при получении знаний.
2. Проявлять интерес к изучению родного языка.
3. Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных:
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не-известно, но предстоит узнать".
2. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата.
3. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания.
Предметные задачи
Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепить умение распознавать однокоренные слова; обогащать речь детей.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся.
Задачи: привить учащимся интерес к урокам русского языка, показать его богатство, выработать желание быть образованными людьми
Наглядности: раздаточный материал, цветок, бабочка.
Необходимое техническое оборудование: презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.
Ход урока
І. Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
- Доброе утро, ребята!
ІІ. Актуализация знаний
Ребята, отгадайте, кто к нам прилетел на урок? Слайд 2
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
- А теперь бабочка отправляется в своё путешествие, а мы отправляемся вместе с ней.
Бабочка мило порхнула, Слайд 3
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.
- А чтобы, выпить нектара с яркого цветка, нужно выполнить задания.
-Будем срывать лепестки, и выполнять задания.
Словарная работа. (проверка осуществляется по презентации).
Отгадайте загадки, а отгадки запишите.
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (Земляника)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (Малиной)
Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом, словно светофор
Красный, жёлтый ... (Помидор)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
В зелёной избушке
Растут подружки.
Словно бусинки малы,
Изумрудны и круглы. (Горох)
Земляника, помидор, малина, картофель, горох.
- Поднимите руку, кто не сделал ошибок. Слайд 4
- На какие две группы вы бы разделили данные слова?
- Прочитаем слова, каждой группы.
ІІІ. Работа по теме урока
-Прочитайте, что написано на слайде? («Что такое корень слова?
Что такое однокоренные слова?»)
- Можно ли догадаться, чему будет посвящён наш урок Слайд 5
- Чему хотите научиться на уроке?
1. Упражнение “Слова потерялись” Слайд 6
- К слову из левого столбика подобрать однокоренное слово из правого столбика
море листик
чай моряк
лист дуб
дубовый чайник
гора горный
- Что общего в парах слов вы заметили? (Общая часть в парах слов)
- Как называется эта часть? (Корень)
2.Спишите слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выделите корень.
1 ряд: Слайд 7
Небо, н (и, е) беса, н (и, е) бесный.
2 ряд:
Снег, сн (е, и) говой, сн (е, и) говик.
3 ряд:
Соль, с (о, а) лёный, с (о, а) лить.
ІV. Физминутка “Бабочка” (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Наша бабочка проснулась, Слайд 8
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
V. Продолжение работы
1.Спишите родственные слова, выделите в них корень: Слайд 9
Гриб, грибок, грибник, грибной.
2.Вставьте в текст пропущенные слова по смыслу. Слайд 10
Мы ездили в… .
На… поляне видели домик… .
Там растёт молодой… .
(лесник, лес, лесок, лесной)
3. -В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова: ( Работа в паре) Слайд 12
- жарко, жарится, печется.
- дерево, деревянный, сосна, деревцо.
- чайка, чайник, чайный.
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака, напившись нектара.
VІ. Рефлексия
-Итак, вы сегодня отлично поработали. МОЛОДЦЫ! Слайд 13
-Урок вам понравился?
- Оцените свою работу на уроке.
-Кому всё удалось на уроке, закрасьте смайлик
-Если кому-то, что-то не удалось, закрасьте смайлик
VІІ. Подведение итогов урока
-Чему вы сегодня научились? –
-Что такое корень слова?
-Назовите признаки однокоренных слов?
- Спасибо за урок!
-Урок окончен!
Приложение 1
1 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Небо, н (и, е) беса, н (и, е) бесный.
2 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Снег, сн (е, и) говой, сн (е, и) говик.
3 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Соль, с (о, а) лёный, с (о, а) лить.
1 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Небо, н (и, е) беса, н (и, е) бесный.
2 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Снег, сн (е, и) говой, сн (е, и) говик.
3 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Соль, с (о, а) лёный, с (о, а) лить.
Приложение 2
В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова: ( Работа в паре)
- жарко, жарится, печется.
- дерево, деревянный, сосна, деревцо.
- чайка, чайник, чайный.
В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова: ( Работа в паре)
- жарко, жарится, печется.
- дерево, деревянный, сосна, деревцо.
- чайка, чайник, чайный.
В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова: ( Работа в паре)
- жарко, жарится, печется.
- дерево, деревянный, сосна, деревцо.
- чайка, чайник, чайный.
В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова: ( Работа в паре)
- жарко, жарится, печется.
- дерево, деревянный, сосна, деревцо.
- чайка, чайник, чайный.
Добавить комментарий