Открытый урок. Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.
Открытый урок.
Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Бзарова Тамара Хадзимуссаевна
Дата проведения: 08.02.18г.
Цели урока: -расширить знания учащихся о биографии писателя; определить социально-нравственные проблемы рассказа;
-развивать навыки анализа текста; обучать ведению диспута;
-способствовать развитию творческого мышления учащихся;
-воспитывать нравственные качества личности.
Ход урока
- 1. Орг. момент.
- 2. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы поговорим о личности и творчестве Л.Н. Толстого. Нам предстоит расширить знания о биографии писателя, определить социально - нравственные проблемы рассказа «После бала». Проанализировав произведение, мы должны будем ответить на вопрос: несет ли человек моральную ответственность за происходящее? (Слайд 1)
- 3. Проверка домашнего задания.
- Что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Слайд 2)
- Какие его произведения вы читали?
- Что такое рассказ? (Слайд 3)
(Рассказ - эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.)
- Докажите, что «После бала» - рассказ.
-Когда написан рассказ? (Рассказ написан в 1903 году.)
- Какие события стали сюжетной основой рассказа?
Сюжетной основой рассказа стала действительные события, произошедшие с братом Л. Н. Толстого – С. Н. Толстым. Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани. Чувства Сергея Николаевича к этой девушки угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Этот случай без сомнения тогда стал известен Льву Николаевичу. Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя.
- О каком времени пишет Толстой?
(О сороковых годах XIX века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным.)
- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?
Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!») (Слайд 4).
УЧИТЕЛЬ: Первоначально Толстой называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?
(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала, повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)
- Какой композиционный прием использует Толстой в рассказе?(Слайд 5).
В рассказе «После бала» Толстой использует композиционный приём рассказ в рассказе. С помощью этого приема он сначала познакомит читателя с главным действующим лицом, которое в дальнейшем станет основным рассказчиком. Таким образом, в рассказе создаётся двойной авторский взгляд на повествование и создаётся дополнительная достоверность. Главным рассказчиком является Иван Васильевич, который вспоминает историю своей молодости. Это был период 40-х годов 19 века. Повествование состоит из нескольких частей.
- Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала?
(Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя. Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых героями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том, «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)
- Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет?
(Мы узнаем, что это «всеми уважаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные… мысли», это думающий человек, погруженный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.)
- Какие события описаны в рассказе?
(В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата - экзекуция.
Экзекуция – порядок приведения в исполнение телесного наказания или смертельной казни).(Слайд 6)
Учитель: Толстой целенаправленно шел по пути самопознания. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло. Всю жизнь занимался самосовершенствованием, сутью которого являлось стремление быть нужным, полезным, делать добро, различать правду и ложь, быть высоконравственным человеком.
- А что такое нравственность? Что такое мораль?(Слайд 7).
- Какого человека можно назвать высоконравственным? (Чтение из толкового словаря и запись определений в тетрадь.)
Именно проблему нравственности ставит Л.Н. Толстой в рассказе «После бала». Попытаемся разобраться в прочитанном и ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока.
- Какой «случай» перевернул жизнь Ивана Васильевича?
Картина экзекуции, которая предстала перед влюблённым рассказчиком, полностью разрушила его мечты. Реальная действительность грубо вторглась в мир жизнерадостного юноши, беспощадно поломав его.
- Какого было состояние И.В. после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.
- Дочь за отца не отвечает.
Почему же любовь Ивана Васильевича с того памятного утра пошла на убыль?
(Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).
И. В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И. В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.
УЧИТЕЛЬ: Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала — в истинном свете, без маски. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по следующим вопросам.
- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу?
(В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. Варенька платит отцу любовью и даже гордится им).
- Искренен ли он с ней и другими?
(Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)
- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу.
(Полковник убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «ее услужливому молодому человеку…» А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)
-Что необычного вы увидели в построении рассказа? (Это рассказ в рассказе; зачитывается начало произведения: разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием). (Слайд 8).
-Что построено на контрасте?
(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев)
-Для чего здесь используется этот прием?
(Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности)
Анализ эпизодов
Составление таблицы в тетради. Примеры контрастов.(Слайды 9 – 11)
ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ | ПОСЛЕ БАЛА |
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. | В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия. |
- Что помог передать контраст?
(Эти события противопоставлены друг другу.Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)
СОПОСТАВЛЕНИЕ
Полковник | Наказываемый |
Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. | Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идет спотыкаясь и корчась от боли. |
Бал | После бала |
Описание самого события | |
«…был я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он... Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты…» | «Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». |
Главное действующее лицо | |
Варенька: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». «…видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться». | Наказываемый солдат: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». |
Описание полковника | |
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à laNicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». | «Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». «…я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. – Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». |
Состояние рассказчика | |
«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». | «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». |
- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?
(Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что сцена наказания показана после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.
- В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем надругательства над человеком?
Весной, в масленичную неделю. Масленица – подготовительная неделя к Великому посту. Она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянию. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворительности.
- Почему Иван Васильевич не вмешался происходящее?
(Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал что полковник «что-то знает такое», чего он не знает.Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло: «…мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)
- Почему полковник «поспешно отвернулся» от Ивана Васильевича?
(Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться. Другое мнение: полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)
- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем?
(Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)
- Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.
- Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)
- - Почему Толстой изменил финал?
- Окончательный финал (тот, который автор оставил) показывает внутреннюю работу героя.
- Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.
- Иван Васильевич ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА.Он выбирает путь внутреннего совершенствования.
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
- А теперь вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале нашей беседы, и попытаемся на него ответить.
-Несет ли человек моральную ответственность за происходящее?(Слайд 12).
(Каждый человек несет моральную ответственность за происходящее. Мы должны сопоставлять свои поступки с законами нравственности. Воспитывать в себе лучшие качества личности. Не каждый может назвать себя высоконравственным человеком, но всякий должен стремиться им стать. Может быть, тогда справедливость и человечность будут править миром.)
- Изменится ли мир, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?
4. Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?
- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?
5. Выводы
- Какие проблемы ставит Л.Н. Толстой в рассказе?
Домашнее задание:
1). Ответить на вопросы учебника.
2). Подготовить характеристику героев рассказа «После бала».
3). Прочитать статью учебника «Поэзия родной природы», подготовитьеё краткий пересказ.
Тест1.
1. Жанр произведения:
А) очерк
Б) повесть
В) рассказ
2. Раскрытию идеи произведения помогает:
А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение
3. Произведение заставляет задуматься о:
А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича
4. Тема произведения:
А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича
5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности
6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
А) он утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:
А) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
Б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
В) призывает бороться с произволом.
Тест 2
1) Какой художественный приём лежит в основе композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность событий
б) контраст
в) цикличность событий
2) С каким чувством описывает главный герой сцену«На балу»?
а) возмущение
б) пренебрежение
в) восторг
З) В каком платье была Варенька на балу?
а) белое платье с розовым поясом
б) бархатное пюсовое (тёмно-коричневое)
в) розовое
4) С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) белые усы и бакенбарды
б) замшевая перчатка
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) домодельные опойковые сапоги
5) Определите основную идею рассказа
а) осуждение деспотизма
б) осуждение бездумного исполнения правил
в) идея личной ответственности человека
б) Накануне какого праздника устраивался бал в доме
губернского предводителя
а) масленица
б) рождество
7) Почему полковник, добрый и чуткий во время бала, оказывается жестоким и бессердечным по отношению к солдатам?
а) добросовестно выполняет свои обязанности
б) автор показывает двуличие героя
8) Какие звуки, мелодия слышатся во время жестокой расправы с беглым солдатом?
а) звуки трубы
б) свист флейты и барабанная дробь.
В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай?".
За все свои действия человек должен быть в ответе, потому что человек - существо мыслящее и всегда делающее свой выбор, единственно верный для каждого из нас. Толстой призывает своих читателей не делать бездумных поступков. По мнению писателя человек должен руководствоваться нравственными принципами и моральными ценностями в жизни. Рассказ "После бала" имеет острую социальную направленность. "Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей", - говорил Толстой. А законы, уродливые законы общества, делают людей хуже.
Другая проблема произведения: "Способен ли человек противостоять среде, имея твёрдую жизненную позицию? ". Вопрос риторический - каждый должен дать на него ответ сам, сделав свой выбор. Толстой отвечает на него за героя и за себя
- Кого из героев можно назвать высоконравственным человеком? Почему?
- Какова идея рассказа? Главная идея рассказа – протест против насилия и лицемерия, против унижения достоинства человека.
- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
- Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?
- Что взяли для себя с этого урока?
Заключение
Значение рассказа огромно.В нём перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой – 40-е годы XIX века, эпоха правления Николая I, и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных и нравственных проблем – 900-е годы.
Но пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Ведь 900-е годы – это эпоха назревающего в стране кризиса перед русско-японской войной, которую Россия проиграла, и первой революцией 1905 года. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.
В рассказе читатель переносится в 40-е годы 19 века. В России правит Николай I, прозванный в народе Николаем Палкиным (Павлович).
В русской армии свирепствовала жесточайшая палочная дисциплина: за малейшую провинность солдаты подвергались суровым наказаниям. Бесчеловечное отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.
В рассказе автор выступает против насилия и гнёта, бесчеловечного отношения к солдатам.
Но «армейская» проблема — не основная, главная тема в рассказе связана с вопросами нравственными: может ли сам по себе человек «понять, что хорошо, что дурно», или «все дело в среде»?
Тема раскрывается через изображение эволюции внутреннего мира, мировоззрения повествователя.
Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.
Итоги урока.
Главная идея рассказа Толстого — страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа — стыд. Толстой главный вред видел «в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей правильной жизни».
Каждому из вас когда-нибудь придётся делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был правильным. Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении уничтожить все зло в людях…
Мы зажжем эту «одинокую свечу» не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Мы зажжем свечу, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.
Добавить комментарий