Открытый урок «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»
Открытый урок
по русскому языку в 4 «А» классе
Тема:
«Состав слова. Распознавание значимых частей слова»
Учитель: Дзлиева М.Т.
Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление о признаках сложных слов; совершенствовать навыки правописания корня в однокоренных словах.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по разным признакам;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Ход урока:
I. Организационный момент (слайд 1) Записать число (Ч.тырна.ц.тое .кт.бря) , Классная работа. (объяснить правописание)
II.Актуализация знаний: (слайд 2)
1.На доске записан ряд слов с пропущенными буквами: К…мбайн, б…гаж, б.бл..тека, ш.фёр, .щё, к.рабль.
-- Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Списать слова, вставляя пропущенные буквы) На какую орфограмму эти слова?
--Выполните задание самостоятельно. 2.Дополнительное задание: Пронумеруйте слова, в каком порядке они бы стояли в словаре.
-Проверим, какие буквы вы вставили. Оцените себя.
--Кто выполнил дополнительное задание? В каком порядке эти слова стояли бы в словаре? (2 3 5 1 6 4) Оцените свою работу.
--В каком слове звуков меньше, чем букв? (корабль)
-- В каком слове звуков больше, чем букв? (ещё)
3.Знакомство с новым словарным словом:
МОКСТЮ
--Рассмотрите запись на доске. Что нужно сделать? Составьте слово. Что такое костюм? Как называется слово, имеющее несколько значений? (омоним)
--Сколько слогов в слове костюм? Какой ударный? В каком слоге орфограмма? Запишите в тетрадь и запомните, как пишется слово.
III. Самоопределение к деятельности:
--Отгадайте загадки: Чьи это слова?
1. Я стою перед корнем и могу образовывать новые слова.
2. И я тоже могу образовывать новые слова, только стою после корня.
3. А я и без окончания проживу, удалите его от меня!
4. А я самый главный среди вас! Ни одно слово без меня не может существовать.
5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.
-Сформулируйте задачи урока (Повторить роль значимых частей слова, в подборе однокоренных слов)Для чего нам это нужно? (Чтобы писать грамотно)
(слайд 3)
Гора, пригорок, гореть
Лето, лётчик, полёт
Кора, корка, покорить
-- Рассмотрите запись на доске. Найдите в каждой группе лишнее слово. (Гореть, лето, покорить)
--Объясните свой выбор. (Не являются однокоренными)
--Какие слова называются однокоренными?
-- Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. Для чего служит приставка?
--Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. Для чего служит суффикс?
-- Какие ещё части слова вы знаете? Для чего служит окончание?
IV. Работа по теме урока:
1. стр.54 Упр 84(с коментированием)
-- Что мы сделали, чтобы из слов получились словосочетания? (Изменили окончания)
-- Для чего же служит окончание в слове? (Для связи слов в предложениях и словосочетаниях)
2. Составление и разбор предложений
-С любым из записанных словосочетаний составьте предложение (Синтаксический разбор одного из предложений выполняют у доски) (Воспитательный момент)
V .Физминутка
3. А в русском языке есть слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:
- Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
- Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
- Машина, которая сама летает. (Самолёт)
- Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
- Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
- Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)
VI. Рефлексия:
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
- Какие слова мы называем однокоренными?
-Из каких значимых частей могут состоять слова?
-Для чего служит каждая часть слова?
игра на диске (Помоги спуститься лосям)
VII. Подведение итогов:
. Определите, какую отметку вам нужно поставить за урок.
-Поднимите руку, кто считает, что хорошо ориентируется по теме урока.
-У кого есть трудности?
-Какие задания были самые интересные?
VIII.Домашнее задание:
Стр. 56 Упр 88
Комментарии (2)
Баху 05 октября 2019, 19:54:59
Спасибо большое за хороший конспект.
Татьяна 16 ноября 2023, 07:35:02
Прекрасный конспект
Добавить комментарий