Рабочая программа по алгебре и началам анализа в 11 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа) разработана в соответствии с:
-Требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
-Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
- Региональным базисным учебным планом;
- Учебным планом МКОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» на 2020-2021 учебный год;
-Авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова и др./ Сборник программ общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Бурмистровой – Москва, «Просвещение»
-Реализуемого учебника С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Алгебра и начала анализа для 11 класса», М.: Просвещение, из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с видом общеобразовательного учреждения, предмет математика (алгебра и начала анализа) изучается в 11 классе на базовом уровне в объеме 102 часов (3 часа в неделю).
Выбор программы обусловлен тем, что она наиболее оптимально соответствует количеству часов, отведённых на изучение курса алгебры и начал анализа 11-го класса, учебным планом МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова», в рабочую программу включены все рекомендуемые темы для 11 класса.
В течение года планируется провести 8 контрольных работ. Итоговую контрольную работу в 11 классе провести в форме теста, близкого по форме к ЕГЭ. Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова», призванного воспитать эрудированного, творчески мыслящего человека, гражданина, патриота своей страны, владеющего разными знаковыми системами (математическими, образными, языковыми и кодовыми), что позволяет выпускнику гимназии максимально «встроиться» в инновационное информационное общество.
Общая характеристика учебного предмета
Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика важна для повседневной практической деятельности и в современном мире математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Математика является одним из опорных предметов средней школы, она обеспечивает изучение других дисциплин, например физики, химии, информатики и др. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека. В процессе обучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, в воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать свой собственный алгоритм решения. При решении задач, а это основной вид учебной деятельности на уроках математики, развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
В содержание школьного курса должны органически вплетаться богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки, знакомящие школьников с трудной борьбой идей, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку.
Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МКОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова», призванного воспитать эрудированного, творчески мыслящего человека, гражданина, патриота своей страны, владеющего разными знаковыми системами (математическими, образными, языковыми и кодовыми), что позволяет выпускнику гимназии максимально «встроиться» в инновационное информационное общество.
Цели:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями,необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса
Задачи :
- систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики;
- развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, вычислений, решения уравнений, неравенств, систем;
- систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
- совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
- формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
- практические занятия;
- тренинг;
- консультация;
- лекция.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, а итоговая на 90 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся
после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти,
- в конце полугодия.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
- Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
- Находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
- исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;
- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
- вычислять площадь криволинейной трапеции;
- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
- Решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- доказывать несложные неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
- Решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Содержание материала | № пункта | Дата проведения | |
По плану | Факт. | |||
§ 1. Функции и их графики (6 ч) | ||||
1. | Элементарные функции. | 1.1 | ||
2. | Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции. | 1.2 | ||
3. | Четность, нечетность, периодичность. | 1.3 | ||
4. | Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции. | 1.4 | ||
5. | Исследование функций и построение их графиков элементарными методами. | 1.5 | ||
6. | Основные способы преобразования графиков. | 1.6 | ||
§ 2. Предел функции и непрерывность (4 ч) | ||||
7. | Понятие предела функции | 2.1 | ||
8. | Односторонние пределы | 2.2 | ||
9. | Свойства пределов функций. | 2.3 | ||
10. | Понятие непрерывности функции. Непрерывность элементарных функций. | 2.4 | ||
§ 3. Обратные функции (3 ч) | ||||
11. | Понятие обратной функции | 3.1 | ||
12. | Взаимно обратные функции. | 3.2 | ||
13. | Контрольная работа №1 по теме «Функции» | |||
§ 4. Производная (8 ч) | ||||
14. | Понятие производной | 4.1 | ||
15. | Понятие производной | 4.1 | ||
16. | Производная суммы. Производная разности. | 4.2 | ||
17. | Производная произведения. Производная частного. | 4.4 | ||
18. | Производная произведения. Производная частного. | |||
19. | Производные элементарных функций. | 4.5 | ||
20. | Производная сложной функции. | 4.6 | ||
21. | Контрольная работа №2 по теме «Производная функции» | |||
§ 5. Применение производной (15 ч) | ||||
22. | Максимум и минимум функции. | 5.1 | ||
23. | Максимум и минимум функции. | 5.1 | ||
24. | Уравнение касательной. | 5.2 | ||
25. | Уравнение касательной. | 5.2 | ||
26. | Приближенные вычисления. | 5.3 | ||
27. | Возрастание и убывание функций. | 5.5 | ||
28. | Возрастание и убывание функций. | 5.5 | ||
29. | Производные высших порядков. | 5.6 | ||
30. | Экстремум функции с единственной критической точкой. | 5.8 | ||
31. | Экстремум функции с единственной критической точкой. | 5.8 | ||
32. | Задачи на максимум и минимум. | 5.9 | ||
33. | Задачи на максимум и минимум. | 5.9 | ||
34. | Асимптоты. Дробно-линейная функция. | 5.10 | ||
35. | Построение графиков функций с применением производной. | 5.11 | ||
36. | Контрольная работа №3 по теме «Применение производной» | |||
§ 6. Первообразная и интеграл (11 ч) | ||||
37. | Понятие первообразной. | 6.1 | ||
38. | Понятие первообразной. | 6.1 | ||
39. | Понятие первообразной. | 6.1 | ||
40. | Площадь криволинейной трапеции. | 6.3 | ||
41. | Определенный интеграл. | 6.4 | ||
42. | Формула Ньютона-Лейбница. | 6.6 | ||
43. | Формула Ньютона-Лейбница. | 6.6 | ||
44. | Формула Ньютона-Лейбница. | 6.6 | ||
45. | Свойства определенных интегралов. | 6.7 | ||
46. | Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах. | 6.8 | ||
47. | Контрольная работа №4 по теме «Первообразная и интеграл». | |||
§ 7. Равносильность уравнений и неравенств (2 ч) | ||||
48. | Равносильные преобразования уравнений. | 7.1 | ||
49. | Равносильные преобразования неравенств. | 7.2 | ||
§ 8. Уравнения – следствия (6 ч) | ||||
50. | Понятие уравнения – следствия. | 8.1 | ||
51. | Возведение уравнения в четную степень. | 8.2 | ||
52. | Возведение уравнения в четную степень. | 8.2 | ||
53. | Потенцирование логарифмических уравнений. | 8.3 | ||
54. | Другие преобразования, приводящие к уравнению – следствию. | 8.4 | ||
55. | Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению – следствию. | 8.5 | ||
§ 9. Равносильность уравнений и неравенств системам (6 ч) | ||||
56. | Основные понятия | 9.1 | ||
57. | Решение уравнений с помощью систем. | 9.2 | ||
58. | Уравнения вида f((x)) = f((x)). | 9.4 | ||
59. | Решение неравенств с помощью систем. | 9.5 | ||
60. | Неравенства вида f((x)) f((x)). | 9.7 | ||
61. | Неравенства вида f((x)) f((x)). | 9.7 | ||
§ 10. Равносильность уравнений на множествах (8 ч ) | ||||
62. | Основные понятия. | 10.1 | ||
63. | Возведение уравнения в четную степень. | 10.2 | ||
64. | Возведение уравнения в четную степень. | 10.2 | ||
65. | Умножение уравнения на функцию. | 10.3 | ||
66. | Другие преобразования уравнений. | 10.4 | ||
67. | Другие преобразования уравнений. | 10.4 | ||
68. | Применение нескольких преобразований. | 10.5 | ||
69. | Контрольная работа №5 по теме «Равносильные преобразования уравнений». | |||
§ 11. Равносильность неравенств на множествах (8 ч) | ||||
70. | Основные понятия. | 11.1 | ||
71. | Возведение неравенств в четную степень. | 11.2 | ||
72. | Возведение неравенств в четную степень. | 11.2 | ||
73. | Умножение неравенства на функцию. | 11.3 | ||
74. | Другие преобразования неравенств. | 11.4 | ||
75. | Другие преобразования неравенств. | 11.4 | ||
76. | Применение нескольких преобразований. | 11.5 | ||
77. | Нестрогие неравенства. | 11.7 | ||
§ 12. Метод промежутков для уравнений и неравенств (4 ч) | ||||
78. | Уравнения с модулями. | 12.1 | ||
79. | Неравенства с модулями. | 12.2 | ||
80. | Метод интервалов для непрерывных функций. | 12.3 | ||
81. | Контрольная работа №6 «Равносильные преобразования неравенств». | |||
§ 13. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств (4ч) | ||||
82. | Использование областей существования функций. | 13.1 | ||
83. | Использование неотрицательности функций. | 13.2 | ||
84. | Использование ограниченности функций. | 13.3 | ||
85. | Использование свойств синуса и косинуса. | 13.5 | ||
§ 14. Системы уравнений с несколькими неизвестными (7 ч) | ||||
86. | Равносильность систем | 14.1 | ||
87. | Равносильность систем | 14.1 | ||
88. | Система – следствие. | 14.2 | ||
89. | Система – следствие. | 14.2 | ||
90. | Метод замены неизвестных. | 14.3 | ||
91. | Метод замены неизвестных. | 14.3 | ||
92. | Контрольная работа №7 по теме «Уравнения, неравенства и их системы». | |||
Повторение курса алгебры и начал матем. анализа за 10 – 11 классы (10 ч). | ||||
93. | Тригонометрические функции и их свойства | |||
94. | Тригонометрические уравнения и неравенства, системы. | |||
95. | Тригоном. уравнения и неравенства, системы. | |||
96. | Степень с рациональным показателем и ее свойства. | |||
97. | Показательная и логарифмическая функции | |||
98. | Логарифмы и их свойства | |||
99. | Показат. и логарифмич. уравнения, неравенства, системы. | |||
100. | Иррацион. уравнения и неравенства, системы. | |||
101-102 | Итоговая контрольная работа №8 в форме теста |
Содержание программы учебного курса.
1.Функции и их графики
Элементарные функции. Исследование функций и построение их графиков. Основные способы преобразования графиков. Графики функций, содержащих модули.
Основная цель: овладеть методами исследования функций и построения их графиков.
2. Предел функции и непрерывность
Понятие предела функции. Односторонние пределы, свойства пределов. Непрерывность функций в точке, на интервале, на отрезке. Непрерывность элементарных функций. Основная цель: усвоить понятия предела функции и непрерывности функции в точке и на интервале.
3. Обратные функции
Понятие обратной функции. Взаимно обратные функции. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель: усвоить понятие функции, обратной к данной, и научить находить функцию, обратную к данной.
4. Производная
Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения и частного двух функций. Непрерывность функций, имеющих производную, дифференциал. Производные элементарных функций. производная сложной функции.
Основная цель: научить находить производную любой элементарной функции.
5. Применение производной
Максимум и минимум функции. Уравнение касательной. Возрастание и убывание функций. Производные высших порядков. Экстремум функции с единственной критической точкой. Задачи на максимум и минимум. Асимптоты. Дробно-линейная функция. Построение графиков функций с применением производной.
Основная цель: научить применять производную при исследовании функций и решении практических задач.
6. Первообразная и интеграл
Понятие первообразной. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл. Приближенное вычисление определенного интеграла. Формула Ньютона – Лейбница. Свойства определенных интегралов. Применение определенного интеграла в геометрических и физических задачах.
7. Равносильность уравнений и неравенств
Равносильные преобразования уравнений и неравенств. Подчеркивается, что при таких преобразованиях множество корней преобразованного уравнения совпадает с множеством корней исходного уравнения. Аналогично с неравенствами.
Основная цель: научить применять равносильные преобразования при решении уравнений и неравенств.
8. Уравнения – следствия.
Понятие уравнения – следствия. Возведение уравнения в четную степень. Потенцирование логарифмических уравнений. Приведение подобных членов уравнения. Освобождение уравнения от знаменателя. Применение логарифмических, тригонометрических и других формул.
Основная цель: научить применять преобразования, приводящие к уравнению – следствию.
9. Равносильность уравнений и неравенств системам
Решение уравнений с помощью систем. Уравнения вида f((x)) = f((x)). Решение неравенств с помощью систем. Неравенства вида f((x)) f((x)).
Основная цель: научить применять переход от уравнения (или неравенства) к равносильной системе.
10. Равносильность уравнений на множествах
Возведение уравнения в четную степень. Умножение уравнения на функцию. Логарифмирование и потенцирование уравнений. Приведение подобных членов, применение некоторых формул.
Основная цель: научить применять переход к уравнению, равносильному на некотором множестве исходному уравнению.
11. Равносильность неравенств на множествах
Возведение неравенства в четную степень и умножение неравенства на функцию, потенцирование и логарифмирование неравенств, приведение подобных членов, применение некоторых формул. Нестрогие неравенства.
Основная цель: научить применять переход к неравенству, равносильному на некотором множестве исходному неравенству.
12. Метод промежутков для уравнений и неравенств
Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций.
Основная цель: научит решать уравнения и неравенства с модулями и применять метод интервалов для решения неравенств.
13. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств
Использование областей существования, неотрицательности, ограниченности, монотонности и экстремумов функции, свойства синуса и косинуса при решении уравнений и неравенств.
Основная цель: научить применять свойства функций при решении уравнений и неравенств.
14. Системы уравнений с несколькими неизвестными
Равносильность систем. Система – следствие. Метод замены неизвестных. Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений.
Основная цель: освоить разные способы решения систем уравнений с несколькими неизвестными.
Формы и средства контроля.
Для проведения контрольных работ используются: «Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы, - М.Просвещение. Составитель Т. А. Бурмистрова»
Для организации текущих проверочных работ используются «Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 11 класса базовый и профильный уровни 2 –е издание, - М. Просвещение. Авторы: М. К. Потапов и А. В. Шевкин» и «Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты для 11 класса базовый и профильный уровни, - М. Просвещение. Автор Ю. В. Шепелева»
Добавить комментарий