Урок по русской литературе Тема: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая. Величие духа русской женщины».
Подготовила учитель русского языка и литературы Бзарова Тамара Хадзимуссаевна
Дата проведения: 19.01.17г.
Тема: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая. Величие духа русской женщины».
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.
Н.А. Некрасов
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний, воспитание интереса к творчеству великого поэта, к истории страны.
Основной метод: беседа с элементами исследовательской деятельности учащихся.
Задачи урока:
1) обучение приёмам раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении;
2) развитие у учащихся интереса к истории своей Родины; развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на помощь ближнему;
3) воспитание верности, способности на благородные человеческие чувства: дружбу, любовь.
Вступительное слово учителя (слайд 1, 2).
- Для Н.А.Некрасова всегда заветным уголком была Карабиха. Он проводил здесь каждое лето на протяжении четырнадцати лет – лучших лет поэтической жизни. Охотничьи путешествия, встречи с крестьянами, наблюдения за жизнью деревни были благодатной почвой для появления многих произведений поэта. Одной из центральных тем произведений, написанных здесь, была тема судьбы русской женщины. В Карабихе появились «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и поэма о героическом прошлом страны «Русские женщины», посвящённая жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь. Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.
- Прежде чем прозвучат тема и цели урока, я хотела бы, чтобы мы с вами совершили небольшой экскурс в историю (экскурс– экскурсия, путешествие) и вспомнили об одной из самых ярких страниц российской истории, но вместе с тем трагической.
Индивидуальное задание. Подготовленный ученик: (Хохаев Аслан, слайды 3-6).
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу. Для нового императора, однако, этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв - Апостол, Михаил Павлович Бестужев - Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. Остальных заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.
Слово учителя:
- Ребята, обращаю ваше внимание на эпиграф нашего урока! О каком подвиге идет речь? Каким образом связаны эти строки и трагический эпизод истории нашей страны, только что вами прослушанный? (слайд 7)
Итак, тема нашего урока: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая. Величие духа русской женщины» (Запись в тетрадях).
- Каковы цели урока? (Формулировка учащимися целей урока).
Учитель: Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека. Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: «Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...». Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.
Свой путь начинают они от порога родного дома. «Бог весть, увидимся ли вновь...», - размышляет княгиня Трубецкая, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу? Увы! Надежды нет.
- Кто она такая княгиня Трубецкая? Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь? Давайте послушаем рассказ о жизни княгини Екатерины Трубецкой до восстания (слайд 8, 9).
Индивидуальное задание (рассказывают Мисикова Тамара и Габоева Ирина).
Отец героини поэмы – Екатерины Ивановны Трубецкой – французский эмигрант Иван Степанович Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Салон Лавалей всегда был открыт для гостей, здесь читал свои стихи Александр Сергеевич Пушкин. Здесь в 1825 году, незадолго до декабрьского восстания великий князь Николай Павлович (Николай I) танцевал на балу мазурку в паре с дочерью графа Лаваля - Екатериной Трубецкой. По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей - невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание. Накануне восстания он был назначен непосредственным руководителем восставших. Он мужественно держался во время следствия и не потерял уважения своих товарищей по несчастью. В 1826 г. он был отправлен на каторжные работы в Восточную Сибирь. Екатерина Ивановна была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. 24 июля 1826 г. покинула родной дом. Её путь лежал на восток, в Сибирь, по следам мужа.
Учитель: Почему же «княгиня - дочь куда-то едет в эту ночь»?
Что заставляет её покинуть дом и родных? Обратимся к поэме. Читаем строфы I – III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово - долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись - я дочь твоя!..
- На какие же слова нам надо обратить внимание? (Это слово «гордись» и однокоренное с ним «гордость» - они будут переходить со страницы на страницу).
Гордость и долг - вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщине приходится вступать в борьбу с теми, кто ей в этом мешает. А кто стремится ей помешать?
- Царь и губернатор, выполняющий его волю.
- Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как она построена? (Словарная работа. Опорные слова записаны на доске)
(Драма - пьеса с острым конфликтом, который обращён к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает отношения человека со средой.
- Диалог - разговор двух и более лиц.
- Монолог - речь одного героя.
- Победа - успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы
- Нравственная победа (духовная победа) - победа духом сильного человека).
-Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.
Инсценировка (чтение по ролям: встреча с губернатором).
Цейдлер.
Позвольте - с.
Я согласен сам,
Что дорог каждый час.
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
Бесплодна наша сторона,
А та - еще бедней.
Короче нашей там весна,
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой.
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто!
Княгиня Трубецкая
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Цейдлер
Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!
Я вас обязан убедить,
Не ездите вперед!
Княгиня Трубецкая
Живут же люди в том краю,
Привыкну я шутя.
Цейдлер
Живут? Но молодость свою
Припомните… дитя!
Княгиня Трубецкая
Пусть смерть мне суждена-
Мне нечего жалеть.
Я еду! Еду!
Я должна близ мужа умереть.
Цейдлер
Да. Вы умрете, но сперва
Измучите того,
Чья безвозвратно голова
Погибла. Для него
Прошу: не ездите туда!
Княгиня Трубецкая
Покинув Родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, - я слез не принесу
В проклятую тюрьму-
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Цейдлер
Да. Откровенно говорю
Вернитесь лучше в свет.
Княгиня Трубецкая
Благодарю, благодарю
За добрый ваш совет!
Цейдлер
Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя: О ком тоска?
К кому любовь?
Увлекся призраком пустым
И - вот судьба!.. И что ж?..
Бежите вы за ним,
Как жалкая раба.
Княгиня Трубецкая
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Пусть смерть мне суждена -
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть!
- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?
- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня - как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре - тот, чьи доводы убедительнее.
- Сегодня на уроке мы исследуем и 2-ую часть поэмы Некрасова. И постараемся ответить на вопрос: Кто побеждает в поэме? Кто одерживает нравственную победу?
Этап исследования (работа с текстом по группам)
Задание для каждой группы на слайде (слайд 10)
I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине:
- наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой:
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…
- напоминание о том, какой властью «в здешней стороне» он обладает:
Покуда я не прикажу,
Его не подадут…
Княгиня! Здесь я - царь!
- наличие бумаги:
С последней почтой прислана
Бумага…
- предсказание будущего:
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
- невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы:
… с вами не знавать
Ему счастливых грёз…
- напоминание о славе и знатности рода:
Когда б не доблестная кровь
Текла в вас – я б молчал.
- обращение к женской гордости:
И что ж?.. бежите вы за ним,
Как жалкая раба.
- угроза добираться до Нерчинска «этапом»:
Вас по этапу поведут
С конвоем…
II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.
- княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем:
Так прикажите ж! Я прошу…
- княгиня выдерживает напоминание о горе отца:
Но долг другой…меня зовёт…
- она морально готова к жизни на каторге:
Ужасно будет, знаю я…
Живут же люди в том краю,
Привыкну я…
- княгиня бесстрашна:
Пусть смерть мне суждена
Мне нечего жалеть!...
- тверда и мужественна:
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
- на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа:
Там места нет, там друга нет
Тому, кто раз прозрел!
- высота гражданских чувств княгини Трубецкой:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя…
- готовность к героическому поступку:
Велите ж партию сбирать
Иду, мне всё равно…
- Какова же роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини? (сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей).
- Как воспринимается финал этого поединка? (Нравственная победа беззащитной женщины. Характер её уже сложившийся, мужественный и сильный, несет силу и поддержку своему мужу.)
Ученики делают выводы:
- Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.
- Сцена «Трубецкая - губернатор» – вершинный эпизод поэмы.
- Что ожидало её впереди? Опрос-беседа:
- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?
(Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу). Жены декабристов совершили не только свой гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
- Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Величие духа русской женщины.
- Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение).
Слово учителя. Закончив работу над поэмой «Княгиня Трубецкая», Некрасов вскоре начал новую поэму – «Княгиня Волконская…», которая являлась продолжением рассказа о женах декабристов.
Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них - Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там.
(Индивидуальное сообщение – рассказы учащихся о жизни Е.И. Трубецкой в Сибири, её смерти).
Екатерина Ивановна Трубецкая только в январе 1845 г. получила дозволение жить в Иркутске с детьми. Её муж С.П. Трубецкой мог навещать семью наездами из Оёка, а затем с молчаливого согласия местных властей остался в Иркутске. У Трубецких была большая семья. Трое детей, родившихся в Сибири, - Владимир, Никита, Софья - скончались в младенчестве. С ними жили три дочери - Александра, Елизавета, Зинаида и сын Иван. С 1845 г. Трубецкие жили близ иркутского Знаменского монастыря в деревянном доме в четырнадцать комнат. Рядом с домом располагался прекрасный сад. Екатерина Ивановна Трубецкая отличалась не только умом и сообразительностью, но и необыкновенной сердечностью. Переехав в 1845 г. в Иркутск, она занималась благотворительностью, устраивала вечера, на которых бывало очень весело. Однако годы тяжелых нравственных и физических испытаний, постоянные усилия в борьбе за здоровье мужа и детей подорвали её силы. Екатерина Ивановна Трубецкая тяжело заболела и 14 октября 1854 г. скончалась в возрасте 54-х лет. За её гробом шёл, как писали, весь Иркутск. Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.
- Учитель. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы. Каждая из этих женщин, достойна того, чтобы о ней помнили.
- Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?
- Так о чем поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»?
Выводы учащихся:
- О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.
Итоги урока.
- Давайте же теперь ответим на вопрос: Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие? В чём же тогда смысл замены?
- Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины. Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Это - героизм, сила духа, нравственная красота. Сам Некрасов объяснил это так: «Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине».
- А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и вспомним имена этих героических женщин, пленительных образов нашей истории.
(Звучит романс в исполнении Анны Герман «Гори, гори, моя звезда»).
Оценки за урок.
Домашнее задание: подготовить сообщения на тему: «Подвиг любви и долга».
Есть такой замечательный фильм «Звезда пленительного счастья». В этом фильме использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая». Советую вам непременно посмотреть этот художественный фильм, чтобы ещё раз пережить незабвенный подвиг жен декабристов, увидеть их пленительные образы.
Добавить комментарий