Открытый урок Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.
Открытый урок Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа
«После бала». Моральная ответственность человека
за происходящее.
Подготовила учитель русского языка и литературы Бзарова Тамара Хадзимуссаевна
Дата проведения: 09.02.17г.
Цели урока: расширить знания учащихся о биографии писателя; определить социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста; обучать ведению диспута; способствовать развитию творческого мышления учащихся; воспитывать нравственные качества личности.
Ход урока
- 1. Орг. момент.
- 2. Вступительное слово учителя (Слайд №1).
Сегодня на уроке мы поговорим о личности и творчестве Л.Н. Толстого. Нам предстоит расширить знания о биографии писателя, определить социально - нравственные проблемы рассказа «После бала». Проанализировав произведение, мы должны будем ответить на вопрос: несет ли человек моральную ответственность за происходящее? (Слайд №2).
- 3. Проверка домашнего задания.
- Что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Слайд № 3,4,5).
- Какие его произведения вы читали?
- Что такое рассказ?
(Рассказ - эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия) (Слайд №6).
- Докажите, что «После бала» - рассказ.
- Когда написан рассказ? (Рассказ написан в 1903 году.)
- Какие события стали сюжетной основой рассказа?
О каком времени пишет Толстой?
(О сороковых годах XIX века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным).
- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?
Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)
УЧИТЕЛЬ: Первоначально Толстой называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?
(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала, повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной).
- Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала?
(Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя. Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых героями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том, «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)
- Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет?
(Мы узнаем, что это «всеми уважаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные… мысли», это думающий человек, погруженный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича). (Слайд №8).
- Какие события описаны в рассказе?
(В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата - экзекуция.
Экзекуция – порядок приведения в исполнение телесного наказания или смертельной казни).
Учитель:Толстой целенаправленно шел по пути самопознания. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло. Всю жизнь занимался самосовершенствованием, сутью которого являлось стремление быть нужным, полезным, делать добро, различать правду и ложь, быть высоконравственным человеком.
- А что такое нравственность? Что такое мораль?
- Какого человека можно назвать высоконравственным? (Чтение из толкового словаря и запись определений в тетрадь.) (Слайд № 9).
Именно проблему нравственности ставит Л.Н. Толстой в рассказе «После бала». Попытаемся разобраться в прочитанном и ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока.
- Какой «случай» перевернул жизнь Ивана Васильевича?
Картина экзекуции, которая предстала перед влюблённым рассказчиком, полностью разрушила его мечты. Реальная действительность грубо вторглась в мир жизнерадостного юноши, беспощадно поломав его (Слайды 10 – 11).
- Почему любовь Ивана Васильевича с того памятного утра пошла на убыль?
УЧИТЕЛЬ: Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала — в истинном свете, без маски. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по следующим вопросам.
- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу?
(В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. Варенька платит отцу любовью и даже гордится им).
- Искренен ли он с ней и другими?
(Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)
- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу.
(Полковник убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «ее услужливому молодому человеку…» А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)
- Почему Иван Васильевич не вмешался происходящее?
(Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал что полковник «что-то знает такое», чего он не знает. Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло: «…мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)
- Почему полковник «поспешно отвернулся» от Ивана Васильевича?
(Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться. Другое мнение: полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)
- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем?
(Иван Васильевич не находит ответа и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)
- Как вы считаете, почему любовь героя к Вареньке «сошла на нет»?
И. В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И. В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.
- - С чего началось для И. Васильевича осмысление того, что он увидел после блестящего бала?
- Состояние после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.
- - Почему И. В. не вступился за избиваемого? (По-видимому, был сражен уверенной наглостью полковника, почувствовал свою слабость в противостоянии военной машине).
- - Дочь за отца не отвечает. Почему же любовь к Вареньке сошла на нет?
- (Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).
- Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.
- Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)
- - Почему Толстой изменил финал?
- Окончательный финал (тот, который автор оставил) показывает внутреннюю работу героя.
- Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.
- Иван Васильевич ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА. Он выбирает путь внутреннего совершенствования.
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
А теперь вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале нашей беседы, и попытаемся на него ответить
-Несет ли человек моральную ответственность за происходящее?
(Каждый человек несет моральную ответственность за происходящее. Мы должны сопоставлять свои поступки с законами нравственности. Воспитывать в себе лучшие качества личности. Не каждый может назвать себя высоконравственным человеком, но всякий должен стремиться им стать. Может быть, тогда справедливость и человечность будут править миром.)
- Изменится ли мир, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?
Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?
- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?
Выводы
- Какие проблемы ставит Л.Н. Толстой в рассказе?
В рассказе «После бала» Толстой поднимает важную проблему: «Что влияет на становление личности человека: среда или случай?».
За все свои действия человек должен быть в ответе, потому что человек - существо мыслящее и всегда делающее свой выбор, единственно верный для каждого из нас. Толстой призывает своих читателей не делать бездумных поступков. По мнению писателя человек должен руководствоваться нравственными принципами и моральными ценностями в жизни. Рассказ "После бала" имеет острую социальную направленность. "Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей", - говорил Толстой. А законы, уродливые законы общества, делают людей хуже.
Другая проблема произведения: "Способен ли человек противостоять среде, имея твёрдую жизненную позицию? ". Вопрос риторический - каждый должен дать на него ответ сам, сделав свой выбор. Толстой отвечает на него за героя и за себя. В черновиках рассказа Иван Васильевич становится военным, однако потом уходит со службы, так и не сумев привыкнуть к такой "законной обыденности". Толстой меняет концовку, чтобы показать - выбор, один момент, когда принято решение, - это поворот в жизни.
- Кого из героев можно назвать высоконравственным человеком? Почему?
- Какова идея рассказа? Главная идея рассказа – протест против насилия и лицемерия, против унижения достоинства человека.
- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
Значение рассказа огромно. В нём перекликаются две эпохи - та, которую изображает Толстой – 40-е годы XIX века, эпоха правления Николая I, и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных и нравственных проблем – 900-е годы.
Но пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Ведь 900-е годы – это эпоха назревающего в стране кризиса перед русско-японской войной, которую Россия проиграла, и первой революцией 1905 года. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.
В рассказе читатель переносится в 40-е годы 19 века. В России правит Николай I, прозванный в народе Николаем Палкиным (Павлович).
В русской армии свирепствовала жесточайшая палочная дисциплина: за малейшую провинность солдаты подвергались суровым наказаниям. Бесчеловечное отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.
В рассказе автор выступает против насилия и гнёта, бесчеловечного отношения к солдатам.
Но «армейская» проблема — не основная, главная тема в рассказе связана с вопросами нравственными: может ли сам по себе человек «понять, что хорошо, что дурно», или «все дело в среде»?
Тема раскрывается через изображение эволюции внутреннего мира, мировоззрения повествователя.
Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.
Итоги урока:
Главная идея рассказа Толстого — страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа — стыд. Толстой главный вред видел «в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей правильной жизни».
Каждому из вас когда-нибудь придётся делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был правильным. Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении уничтожить все зло в людях…
Мы зажжем эту «одинокую свечу» не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Мы зажжем свечу, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.
Домашнее задание:
- Написать сочинение по рассказу «После бала».
- Прочитать статью учебника «Поэзия родной природы», подготовить ее краткий пересказ.
- Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений пейзажной лирики.
Добавить комментарий