Тема урока: «Наречие, как часть речи»
Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе
на тему: «Наречие, как часть речи»
Форма проведения: открытый урок с использованием мультимедийной презентации.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД): познавательные (п.) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные (к.) — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регуля тивные (р.) — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные (л.) — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Слайд 2.
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
II. Самоопределение к деятельности.
- Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.
Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.
- Что обозначают слова каждой группы?
— На какие вопросы они отвечают?
— Какие грамматические признаки имеют?
— А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.
Хорошо и плохо. Слайд 3.
Мягко и тепло,
Весело и славно,
Ярко и светло.
Сверху или снизу,
Близко иль вдали.
Все слова знакомы,
Нас определи...
(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.)
— На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)
— Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.
(Кто-то относит слова к действиям, кто-то — к признакам.)
— Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет.)
- Предположите, какой будет тема урока?
- Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”. Слайд 4.
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)
- А для этого нам придётся на уроке … Слайд 5.
НАБЛЮДАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
- Проведём исследовательскую работу.
III. Работа по теме урока Слайд 6.
I. Поиск решения.
-Почитайте и сравните предложения:
1.Зазеленеют деревья. 2. Забегают по кочкам муравьи. 3.Прилетят к нам пернатые гости
| 1.Скоро зазеленеют деревья. 2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи 3.Издалека прилетят к нам пернатые гости.
|
-Чем отличаются предложения?
-Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее и красивее.)
- Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами (один ученик выполняет работу на доске).
Зазеленеют (когда?) скоро, (вр.)
Забегают (как?) хлопотливо, (приз.)
Прилетят (откуда?) издалека, (мест.)
- Что обозначают эти слова?
- На какие вопросы отвечает? Сделайте вывод.
- Как лучше запомнить вопросы? Слайд 7.
Где? Куда? Когда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
Каким образом?
IV.Физминутка. Слайд 8.
V. Самостоятельная работа в парах. Слайд 9.
- Закрепим полученные знания и познакомимся с другими признаками наречий.
Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи.
Горная тропинка шла вверх. Скоро ребята вышли на лесную поляну.
-Каким членом предложения являются наречия? С какой частью речи связаны наречия в предложении?
- Если наречие связано с глаголом, то как изменяется глагол?
VI. Поиск решения. Самостоятельная работа в группах.(на карточках) Слайды 10-14.
-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам?
1 карточка- 1 группа.
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;
запел ( ?) - запели (______?);
проснулся (________?) _______- проснулись (______?) __________;
Сделайте вывод!
Наречия по числам _____________________________________________________.
2 карточка -2 группа.
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла (_______?) _________;
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
3 карточка- 3 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
Образец: появились ( когда ? ) рано;
разольются (________?) ___________;
цветут (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам ___________________________________________________.
4 карточка -4 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаешь (_______?) _________;
3 л: он встает (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ___________________________________________________.
5 карточка – 5 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?
Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;
2 л: вы встаете (_______?) _________;
3 л: они встают (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ___________________________________________________.
VII. Проверка исследовательской работы. Слайд 15.
-Какое исследование провели? Какой вывод сделали?
Наречие не изменяется по числам!
Наречие не изменяется по родам! Наречие неизменяемая
Наречие не изменяется по временам! часть речи.
Наречие не изменяется по лицам!
-Сделайте вывод. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!
VIII. Закрепление знаний.
-Откройте учебник на странице 73, упражнение 124.
-Выполните задание к упражнению.
-Слово печальные разберите по составу.
IX. Итог урока. Слайд 16.
-Ребята! Вы хорошо работали на уроке, самостоятельно сделали несколько открытий! Прочитайте вопрос. Кто сможет на него ответить?
- На какие вопросы отвечают наречия?
- Что обозначают наречия?
- С какой частью речи связаны наречия?
- Какую роль играют в нашей речи наречия?
-Вы правильно ответили на все вопросы и заработали оценку:
МОЛОДЦЫ! Слайд 13.
-А еще я хочу подарить стихотворение:
Если будет вам желательно
Действие или признак пояснить,
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на помощь пригласить!
X. Домашнее задание. Слайд 14.
Упражнение 126; правило на стр. 74
Добавить комментарий