03дек2015

Урок по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова"

03.12.2015   0 4722

Класс: 3 «А»

Предмет: Русский язык УМК «Школа России»

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»(презентация)

Этап обучения по данной теме: Начальный

Цели урока:

Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

Способствовать развитиюграмотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.

Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, работа в паре.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку.

Оборудование и основные источники информации компьютер, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку.

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись. Тихо сели.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно пусть будет учение.

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Чему вы учитесь в школе в первую очередь?

- Напомните, что это значит?

(Ответы детей)

- Мы учимся учиться.

-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

На доске записаны слова.

Произнесите их медленно.

Сравните произношение этих слов с их написанием. Что вы заметили?

— Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся.

- Сформулируйте тему урока.

Открываю на доске тему:

«Непроизносимые согласные в корне слова».

- Какова цель нашего урока?

Видят слова: Звёздный, грустный, солнце.

Читают, испытывают удивление

-Не все согласные звуки в словах произносятся. (возникновение проблемной ситуации)

Звёздный, грустный, солнце

-Тема урока: «Непроизносимые согласные».

- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения, совместное открытие знаний

(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах согласные не произносятся?» Какие есть гипотезы?

Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, то это называется стечением согласных. Три согласных подряд тяжело произносить, вот мы и упрощаем их произношение. Но написание их упрощать нельзя. У непроизносимых согласных есть своя история. Например, почему в слове «лестница» мы пишем букву т? Дело в том, что в древнерусском языке было слово «льствица». Под влиянием развития языка и таких слов как «сахарница» и «чернильница» оно превратилось в «лестницу». Что же касается самого слова «льствица», то оно образовано от глагола «лезти», «лездь» с помощью суффикса -тв(а). Запомните, непроизносимая буква т в существительном «лестница» - это остаток суффикса -тв(а). Всеми изменениями слов занимается наука этимология, что позволяет не делать ошибок в словах.

. Работа по теме урока

1. Наблюдения над произношением слов с непроизносимыми согласными

— Прочитайте слова.

— На какой вопрос они отвечают?

— Подберите к этим словам однокоренные прилагательные.

— Произнесите эти прилагательные медленно. Что вы заметили? (Не все согласные звуки в словах произносятся.)

— Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся.

— Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

- А где же стоит непроизносимый «Т»?

- Что вы заметили?

- К какому же выводу вы пришли?

- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 117, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?

Приводят свои гипотезы.

Читают слова:

Радость, власть, известие

Работают по плану, пишут в тетрадях, а один на доске

Радость-радостный,

власть-властный

известие- известный

- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится.

Читают вывод в учебнике (стр. 117)

- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Физминутка

- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы начинаете хлопать в ладоши. А если в слове все звуки произносятся, то вы начинаете топать ногами. Называю слова: здравствуй, сугроб, сердце, экипаж, завистливый, вестник, картофель, свистнул, декабрь, лестница, поздно.

Слушают и выполняют упражнения

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

  1. Упр. 225 (с. 118).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как проверить написание слова с непроизносимым согласным?

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

  1. - Напомним правила работы в группе.

Каждой паре даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными

- Запишите попарно эти слова.

- Каждая пара оценит свой ответ и ответ другой пары.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.

печальный - грустный

весёлый – радостный

здешний – местный

всадник – наездник

огромный – гигантский

знаменитый – известный

правдивый – честный

гневный – яростный

хмурая - ненастная

Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других.

Рефлексия учебной деятельности.

— Прочитайте текст.

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

Н. Некрасов

— Найдите слова с непроизносимыми согласными.

— Подберите проверочные слова.

Читают.

Отвечают (поздняя- опоздать,

грустную-грусть)

Подведение итогов и самооценка.

- А теперь давайте обобщим всё, о чём мы говорили на уроке:

  1. Как вы поняли, что такое стечение согласных?
  2. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных, которые пишутся, но не произносятся?
  3. Как называются согласные, которые пишутся в середине слова, но не произносятся?
  4. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
  5. Как вы оцените свою работу на уроке, всё ли вам было понятно, что нового вы узнали для себя, чему научились, над чем надо ещё поработать?

Объяснение домашнего задания

Упр.227, правило на с. 117

Добавить комментарий