Урок по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова"
Класс: 3 «А»
Предмет: Русский язык УМК «Школа России»
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»(презентация)
Этап обучения по данной теме: Начальный
Цели урока:
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Задачи урока:
Способствовать развитиюграмотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.
Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, работа в паре.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку.
Оборудование и основные источники информации компьютер, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
Друг на друга посмотрели, Улыбнулись. Тихо сели. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно пусть будет учение. - Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? - Чему вы учитесь в школе в первую очередь? - Напомните, что это значит? |
(Ответы детей) - Мы учимся учиться.
-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания. | ||
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (Формулирование темы урока) | |||
На доске записаны слова. Произнесите их медленно. Сравните произношение этих слов с их написанием. Что вы заметили? — Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся. - Сформулируйте тему урока. Открываю на доске тему: «Непроизносимые согласные в корне слова». - Какова цель нашего урока? | Видят слова: Звёздный, грустный, солнце.
Читают, испытывают удивление -Не все согласные звуки в словах произносятся. (возникновение проблемной ситуации) Звёздный, грустный, солнце
-Тема урока: «Непроизносимые согласные».
- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
| ||
Поиск решения, совместное открытие знаний (побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез) | |||
- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах согласные не произносятся?» Какие есть гипотезы? Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, то это называется стечением согласных. Три согласных подряд тяжело произносить, вот мы и упрощаем их произношение. Но написание их упрощать нельзя. У непроизносимых согласных есть своя история. Например, почему в слове «лестница» мы пишем букву т? Дело в том, что в древнерусском языке было слово «льствица». Под влиянием развития языка и таких слов как «сахарница» и «чернильница» оно превратилось в «лестницу». Что же касается самого слова «льствица», то оно образовано от глагола «лезти», «лездь» с помощью суффикса -тв(а). Запомните, непроизносимая буква т в существительном «лестница» - это остаток суффикса -тв(а). Всеми изменениями слов занимается наука этимология, что позволяет не делать ошибок в словах. . Работа по теме урока 1. Наблюдения над произношением слов с непроизносимыми согласными — Прочитайте слова. — На какой вопрос они отвечают? — Подберите к этим словам однокоренные прилагательные. — Произнесите эти прилагательные медленно. Что вы заметили? (Не все согласные звуки в словах произносятся.) — Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся. — Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? - А где же стоит непроизносимый «Т»? - Что вы заметили?
- К какому же выводу вы пришли? - Сверьте ваше предположение с учебником на странице 117, прочитав текст в рамке. - Подтвердилось ваше предположение? |
Приводят свои гипотезы.
Читают слова: Радость, власть, известие
Работают по плану, пишут в тетрадях, а один на доске Радость-радостный, власть-властный известие- известный
- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится.
Читают вывод в учебнике (стр. 117) - Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится. | ||
Физминутка | |||
- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы начинаете хлопать в ладоши. А если в слове все звуки произносятся, то вы начинаете топать ногами. Называю слова: здравствуй, сугроб, сердце, экипаж, завистливый, вестник, картофель, свистнул, декабрь, лестница, поздно. | Слушают и выполняют упражнения | ||
Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний)
| |||
(Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Как проверить написание слова с непроизносимым согласным? — Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Каждой паре даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными
- Запишите попарно эти слова. - Каждая пара оценит свой ответ и ответ другой пары.
- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
|
Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.
печальный - грустный весёлый – радостный здешний – местный всадник – наездник огромный – гигантский знаменитый – известный правдивый – честный гневный – яростный хмурая - ненастная
Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других.
| ||
Рефлексия учебной деятельности. | |||
— Прочитайте текст. Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Только не сжата полоска одна, Грустную думу наводит она. Н. Некрасов — Найдите слова с непроизносимыми согласными. — Подберите проверочные слова.
| Читают.
Отвечают (поздняя- опоздать, грустную-грусть)
| ||
Подведение итогов и самооценка.
| |||
- А теперь давайте обобщим всё, о чём мы говорили на уроке:
| |||
Объяснение домашнего задания Упр.227, правило на с. 117 |
Добавить комментарий