Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе (презентация)
Сохранить и укрепить здоровье детей сегодня - вырастить и воспитать
здоровое поколение России.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЯ:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если учащийся страдает хроническими заболеваниями.
- Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Следовательно для каждого вида здоровья критерии таковы:
- для соматического и физического состояния – я могу
- для психического – я хочу
для нравственного – я должен
ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Перечень внутришкольных факторов,
представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.
I. Гигиенические условия, факторы
- 1.1. шум
- 1.2. освещенность
- 1.3. воздушная среда
- 1.4. размер помещений, кубатура
- 1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
- 1.6. используемые стройматериалы, краска
- 1.7. мебель: размеры, размещение в помещении
- 1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
- 1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
- 1.10. качество питьевой воды, используемой в школе
- 1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории
- 1.12. состояние сантехнического оборудования.
II.Учебно-организационные факторы
(зависящие в большей степени от администрации школы)
- 2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
- 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
- 2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
- 2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
- 2.5. особенности устава школы и норм жизни школы
- 2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы
- 2.7. участие родителей учащихся в жизни школы
- 2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
- 2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
- 2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
- 2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
- 2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
III. Психолого-педагогические факторы
(зависящие в большей степени от учителя)
- 3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
- 3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися
- 3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
- 3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
- 3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе
- 3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
- 3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
- 3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
- 3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
- 3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
- 3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
- 3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Каким же должно быть учебное учреждение со здоровьесберегающей средой?
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Задачи:
- обеспечение гигиенических условий учебного процесса;
- здоровьесберегающая организация учебного процесса;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
- мониторинг состояния здоровья учащихся;
- создание здоровьесберегающего пространства;
- обеспечение безопасности учащихся;
- формирование культуры здоровья школьников;
- психологическое и нравственное благополучие и здоровье учителя.
Мероприятия, направленные на создание здоровьесберегающей среды.
v Содержание работы |
v Оформление сменных уголков здоровья в кабинетах |
v Проведение “Недель здоровья” |
v Тематически классные часы и работа с родителями по вопросам сохранения здоровья |
v Проведение физкультминуток во время уроков |
v Мероприятия по профилактике наркомании |
v Спортивно-оздоровительная работа (кружки, секции, турпоходы, внеклассная работа, занятие в тренажерном зале) |
v Медицинский осмотр детей, выявление детей из “Группы риска”, длительно и часто болеющих, стоящих на диспансерном учете |
v Исследование адаптации к школе |
v Исследования здоровья детей с помощью анкетирования |
v Исследование стилей педагогического общения педагогов |
v Анализ уроков по здоровьесберегающим позициям |
v Введение модульных вставок по сохранению здоровья учащихся |
v Работа по контролю за санитарным состоянием кабинетов, соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом труда и отдыха, второй обувью, чистотой рук в столовой, работа с курильщиками |
v Беседы на тему “Если хочешь быть здоров” |
v Беседы о значении санитарно-гигиенических норм и необходимости их соблюдения |
v Проведение коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы |
v Контроль за дозировкой д/з |
v Контроль за соблюдением норм СаНпина, состоянием отопительной системы |
v Анкетирование родителей о состоянии здоровья детей |
v Просветительская работа с учителями по теме “Техника педагогического общения” |
v Составление рекомендаций для детей по оздоровлению в домашних условиях |
v Профилактика близорукости на уроках |
v Родительское собрание “Методы оздоровления детей в условиях школы” |
v Витаминотерапия, ее значение для здоровья учащихся |
v Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей на уроках |
v Профориентационная работа по курсу Е.Н. Прощицкой “Практикум по выбору профессии” с учетом состояния здоровья |
v Ведение внеклассной работы по курсу “Самосовершенствование личности” Г.К. Селевко |
v Психолого-педагогическое сопровождение личности каждого учащегося |
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
v принцип ненанесения вреда;
v принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;
v принцип триединого представления о здоровье;
v принцип непрерывности и преемственности
v принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
v приоритет позитивных воздействий над негативными.
v Здоровье образовательные технологии -это качественная характеристика любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
v Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову)
А) по разным подходам к охране здоровья | |||||||
Название технологии | Характеристика технологии | ||||||
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ) | Включают: использование профилактических программ; обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива; организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий | ||||||
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ) | Направлены на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого | ||||||
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ) | Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой | ||||||
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ) | Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды | ||||||
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ) | Главная задача - сохранение жизни. Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий | ||||||
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ) | Отличительный признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении | ||||||
Б) по характеру действия | |||||||
ЗАЩИТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований; Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе | ||||||
КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно. К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона, физкультминутки, физкультпаузы | ||||||
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии | ||||||
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье. Здоровьесберегающие приемы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие | ||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | |||||||
Организационно-педагогические технологии (ОПТ) | Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм | ||||||
Психолого-педагогические технологии (ППТ) | Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса | ||||||
Учебно-воспитательные технологии (УВТ) | Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровьеи формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей | ||||||
Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) | Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д. | ||||||
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) | Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников | ||||||
Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая.
В.А.Сухомлинский
Добавить комментарий