31мар2015

Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе

31.03.2015   0 3182

Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе (презентация)

Сохранить и укрепить здоровье детей сегодня - вырастить и воспитать

здоровое поколение России.

ВИДЫ ЗДОРОВЬЯ:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если учащийся страдает хроническими заболеваниями.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Следовательно для каждого вида здоровья критерии таковы:

  • для соматического и физического состояния – я могу
  • для психического – я хочу

для нравственного – я должен

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Перечень внутришкольных факторов,
представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.

I. Гигиенические условия, факторы

  • 1.1. шум
  • 1.2. освещенность
  • 1.3. воздушная среда
  • 1.4. размер помещений, кубатура
  • 1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
  • 1.6. используемые стройматериалы, краска
  • 1.7. мебель: размеры, размещение в помещении
  • 1.8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
  • 1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
  • 1.10. качество питьевой воды, используемой в школе
  • 1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории
  • 1.12. состояние сантехнического оборудования.

II.Учебно-организационные факторы

(зависящие в большей степени от администрации школы)

  • 2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
  • 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
  • 2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
  • 2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
  • 2.5. особенности устава школы и норм жизни школы
  • 2.6. медицинское и психологическое обеспечение школы
  • 2.7. участие родителей учащихся в жизни школы
  • 2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
  • 2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
  • 2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
  • 2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
  • 2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы

(зависящие в большей степени от учителя)

  • 3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
  • 3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися
  • 3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
  • 3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
  • 3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе
  • 3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
  • 3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
  • 3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
  • 3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
  • 3.10. обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
  • 3.11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
  • 3.12. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Каким же должно быть учебное учреждение со здоровьесберегающей средой?

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи:

  • обеспечение гигиенических условий учебного процесса;
  • здоровьесберегающая организация учебного процесса;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • создание здоровьесберегающего пространства;
  • обеспечение безопасности учащихся;
  • формирование культуры здоровья школьников;
  • психологическое и нравственное благополучие и здоровье учителя.

Мероприятия, направленные на создание здоровьесберегающей среды.

v Содержание работы

v Оформление сменных уголков здоровья в кабинетах

v Проведение “Недель здоровья”

v Тематически классные часы и работа с родителями по вопросам сохранения здоровья

v Проведение физкультминуток во время уроков

v Мероприятия по профилактике наркомании

v Спортивно-оздоровительная работа (кружки, секции, турпоходы, внеклассная работа, занятие в тренажерном зале)

v Медицинский осмотр детей, выявление детей из “Группы риска”, длительно и часто болеющих, стоящих на диспансерном учете

v Исследование адаптации к школе

v Исследования здоровья детей с помощью анкетирования

v Исследование стилей педагогического общения педагогов

v Анализ уроков по здоровьесберегающим позициям

v Введение модульных вставок по сохранению здоровья учащихся

v Работа по контролю за санитарным состоянием кабинетов, соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом труда и отдыха, второй обувью, чистотой рук в столовой, работа с курильщиками

v Беседы на тему “Если хочешь быть здоров”

v Беседы о значении санитарно-гигиенических норм и необходимости их соблюдения

v Проведение коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы

v Контроль за дозировкой д/з

v Контроль за соблюдением норм СаНпина, состоянием отопительной системы

v Анкетирование родителей о состоянии здоровья детей

v Просветительская работа с учителями по теме “Техника педагогического общения”

v Составление рекомендаций для детей по оздоровлению в домашних условиях

v Профилактика близорукости на уроках

v Родительское собрание “Методы оздоровления детей в условиях школы”

v Витаминотерапия, ее значение для здоровья учащихся

v Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей на уроках

v Профориентационная работа по курсу Е.Н. Прощицкой “Практикум по выбору профессии” с учетом состояния здоровья

v Ведение внеклассной работы по курсу “Самосовершенствование личности” Г.К. Селевко

v Психолого-педагогическое сопровождение личности каждого учащегося

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

v принцип ненанесения вреда;

v принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;

v принцип триединого представления о здоровье;

v принцип непрерывности и преемственности

v принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

v приоритет позитивных воздействий над негативными.

v Здоровье образовательные технологии -это качественная характеристика любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

v Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову)

А) по разным подходам к охране здоровья

Название технологии

Характеристика технологии

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ)

Включают:

использование профилактических программ;

обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями;

проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива;

организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ)

Направлены на физическое развитие учащихся.

К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии.

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ)

Главная задача - сохранение жизни.

Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ)

Отличительный признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении

Б) по характеру действия

ЗАЩИТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;

Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе

КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1

Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно.

К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона, физкультминутки, физкультпаузы

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии

ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Здоровьесберегающие приемы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Организационно-педагогические технологии (ОПТ)

Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм

Психолого-педагогические технологии (ППТ)

Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса

Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровьеи формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей

Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)

Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.

К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д.

Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)

Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников

Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая.

В.А.Сухомлинский

Добавить комментарий