11дек2014

Урок-событие по информатике. Тема: «Час кода» в России

11.12.2014   0 3829

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Ольгинское»

Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания

Урок-событие по информатике

В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «ЧАС КОДА»

Класс: 9

Преподаватель: Тибилова Бэлла Солтанбековна

Тема: «Час кода» в России.

Цель акции:

- повысить интерес обучающихся к изучению информатики и программирования;

- осознать необходимость и доступность изучения информатики и программирования для своего будущего - жизни в XXI веке;

- повысить престижность ИТ-специальностей;

- развить алгоритмический и объектный стиль мышления;

- привлечь обучающихся к активному использованию информационных технологий в практической деятельности.

Задача акции:

- увлечь как можно большее число обучающихся изучением информатики и программирования (в том числе тех, кто пока не проявлял интереса к предмету) посредством проведения урока-события с использованием интерактивного онлайн тренажера по знакомству с основами программирования;

- вдохновить обучающихся на освоение программирования;

- сформировать и поддержать интерес школьников к изучению информационных технологий и информатики.

Здоровьесбере-гающая цель:

- эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы);

- использовать коррекционные упражнения (для укрепления зрения, внимания);

- следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).

Основные образовательные принципы урока:

- доступность;

- практичность;

- научность.

Методы мотивации:

- эмоциональные;

- познавательные;

- волевые;

- социальные.

Тип урока:

- урок-событие.

Основные образовательные результаты:

Предметные:

- освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;

- практические навыки реализации основных алгоритмов;

- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

- умение создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

План-сценарий проведения занятия:

  1. 1.
  2. Вступительное слово учителя и показ мотивационного ролика, который раскрывает имидж ИТ как молодой и инновационной индустрии.

5 минут

  1. 2.

Совместный просмотр видео-лекции.

10 минут

  1. 3.

Обсуждение, проведение ситуативной и перспективной рефлексии.

5 минут

  1. 4.

Самостоятельная работа учащихся с онлайн тренажером.

20-50 минут

  1. 5.

Подведение итогов и ретроспективной рефлексии.

5-7 минут

Ход урока:

  1. 1. Организационный момент.
  2. Приветствие, проверка присутствующих.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

  1. 3. Актуализация знаний.

Опрос:

В чём отличие работы программиста от пользователя?

Программист составляет программы для ЭВМ, используя различные языки программирования, пользователь решает свои задачи на компьютере, используя прикладные программы (не прибегая к программированию).

Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий?

Архитектор, врач, учитель, бизнесмен, бухгалтер, композитор, секретарь, писатель, художник, модельер.

Архитектор: проектирование зданий.

Врач: запись на прием; определение диагноза.

Учитель: подготовка практических заданий.

Бизнесмен: анализ работы фирмы.

Бухгалтер: расчет зарплаты.

Композитор: сочинение музыки.

Секретарь: оформление документов.

Писатель: набор, редактирование, сохранение текста своего произведения.

Художник: редактирование картин, фотоизображений.

Модельер: моделирование одежды; создание чертежей одежды.

Приведите 3-4 примера профессий людей, чья деятельность, в основном, связана с обработкой полученной информации.

В древности это были, например, военачальники, летописцы. Позднее - профессия библиотекаря, архивариуса. (В современном мире - администратор защиты информации, аналитик программного обеспечения).

  1. 4. Мотивационный ролик.

Чтобы развивать информационные технологии и выпускать конкурентоспособные на мировом рынке продукты, нужны хорошие программисты. Это аксиома. Хороших программистов сегодня не хватает - это тоже, к сожалению, аксиома. Хотелось бы обратить внимание на аспект, который часто упускается из виду при решении этой проблемы. Как заметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, программистов, как спортсменов, нужно готовить с самого раннего возраста. И это принципиальный момент.

Программирование предполагает подчинение компьютера своей воле, создание алгоритма для достижения поставленной цели. Программирование для детей - не только и даже не столько профориентация. Прежде всего, это развитие алгоритмического мышления.

В общеобразовательных школах РФ проводится акция “Час кода в России”, приуроченная ко Дню информатики. Сегодняшний урок я хотела бы посвятить именно этой акции. Зайдя на страницу проекта в сети (code.org), любой желающий может попробовать выполнить программистскую по сути задачу, затратив на это не более часа. Для решения задач используется Blockly - визуальный язык программирования, в котором программа создается собиранием необходимых блоков. Каждый блок - это строка "реального" кода. Например, первый урок создан по мотивам игры Angry birds. Выполняя шаг за шагом 20 заданий, нужно "написать" программу, которая позволит Сердитой Птице, идя по лабиринту, настичь Хрюшку.

Я предлагаю Вам посмотреть как проходит акция «Час кода» в мире, перейдя по следующей ссылке http://hourofcode.com/ru.

Ролик с участием звезды российского кино и известных людей из сферы информационных технологий раскрывает имидж ИТ и работы ИТ-специалистов.

  1. 5. Видео-лекция.

Яркая лекция-обращение представителей ведущих ИТ-компаний к молодежи, в которой они делятся своим взглядом на перспективу развития информационных технологий, на то, как изменится мир, когда молодые люди закончат вузы, и рассказывают о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем.

Информационные технологии играют и будут играть определяющую роль в жизни человека 21 века.

Ребята, оглянитесь вокруг – все, что нас окружает: от проектора в классе, светофоров и автомобилей на улицах, микроволновых печей, холодильников, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр до поддержания работы электростанций, спутников, космических кораблей, роботов управляется и создано при помощи компьютерных программ.

Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее и, самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее. Только представьте, если бы сегодня вам пришлось умножать 20-значные числа в уме или на бумаге, тратить или ждать десятки часов, чтобы найти нужную информацию или набрать текст, скопировать музыку или любимый фильм, отправить письмо-сообщение другу или родственнику в другой город.

ИТ дают моментальный доступ к любой информации и знаниям, которые были накоплены человечеством за тысячи лет, оставляя человеку больше времени и пространства для творчества, личной жизни, общения и новых свершений.

Технологии развиваются очень быстро! Наши родители, бабушки и дедушки еще 20-15 лет назад даже не могли себе представить, насколько технологии изменят нашу жизнь сегодня. Многие до сих пор сталкиваются с трудностями при общении с компьютером и Интернетом и просят нас помочь. А знаете ли вы каким будет мир в будущем, когда вы закончите школу и вуз, начнете работать и с какими технологиями предстоит столкнуться вам?

Тренды и перспективы развития ИТ

Мы будем жить в удивительное время: многие вещи, которые вы видите в фантастических фильмах, станут повседневной реальностью.

Первый тренд: облачные технологии и эволюция интернета: эпоха “интернета вещей”.

Сегодня во многом смартфоны и планшеты заменили нам компьютеры, но и они исчезнут в привычном для нас виде - все окружающие нас вещи (бытовая техника транспорт, квартиры) станут умными (“смарт”), смогут самостоятельно следить за собой и связываться через интернет со своим хозяином. Постепенно умными станут не только вещи, но и дома, улицы, города. По нашей команде смарт-вещи будут выполнять повседневные задачи, общаться друг с другом и отправлять нам сообщения с вопросами и напоминаниями по разным вопросам. Согласитесь, здорово, когда ваш автомобиль без вашей помощи съездит на заправку, а холодильник сам определит отсутствие молока, овощей и хлеба в доме, сам найдет эти продукты по выгодной цене, отправит заказ в интернет-магазин и согласует удобное для вас время доставки.

Работой умных вещей будут управлять программы, запущенные удаленно на супермощных компьютерах в центрах облачных вычислений и обработки данных, - так называемые облачные технологии.

Второй тренд: развитие центров хранения и обработки данных и обеспечение их безопасности (потому что) вся наша жизнь, работа, счета в банках, приятные воспоминания будут храниться только в цифровом формате. Уже сейчас, каждый день люди создают терабайты информации: фотографии, видео, музыка, документы, 3D модели, свои игровые миры, и будут создавать еще больше. Согласитесь, гораздо спокойней жить, зная, что с вашей информацией ничего не случится.

Третий тренд: искусственный интеллект и роботы, которые будут помогать нам все больше на работе и дома.

Четвертый тренд - биоинформатика, киборги и ИТ в медицине.

Совсем скоро при помощи технологий человечество сможет победить и вылечить множество болезней и недугов и бороться со старением. При помощи нано роботов можно точечно лечить и доставлять к клеткам и органам необходимые лекарства, производить сложнейшие операции. Люди с нарушениями слуха, зрения и движения смогут снова видеть и слышать, свободно передвигаться при помощи специальных устройств и экзоскелетов (супер-протезов).

Пятый тренд изменение реальности. Виртуальная реальность, голографические 4D дисплеи, 3D сканирование и печать, свободное межъязыковое общение при помощи онлайн переводчиков. С помощью этих технологий вы сможете легко пообщаться (провести встречу) с человеком из другой страны, например, японцем, не зная японского языка, и видеть его голограмму в полный рост в своей комнате.

Удивительно, но все эти вещи будут создаваться людьми, которые сегодня учатся в школах и вузах, т.е. вами! ИТ-технологии могут воплотить в жизнь любые фантазии, а их разработчики всегда становятся первыми обладателями всех новинок и всегда находятся в тренде. Возможно у вас уже сейчас есть невероятные идеи, которые вы

сможете воплотить в жизнь, изучая программирование и информационные технологии.

Итак, мы узнали, что мир, в котором будем жить мы с вами через 5-10 лет будет совсем другим. Новые технологии и устройства возьмут на себя всю рутинную работу, с которой они справятся гораздо лучше людей, и станут нашими помощниками во всем. Изменятся и привычные нам профессии, а некоторые исчезнут вовсе (водители, грузчики, строители, переводчики). Почти во всех сферах и бизнесе специалистам потребуются знания в области программирования или информационных технологий. К ним на замену придут новые профессии, которым пока еще не учат в вузах: биоробототехники, космические дизайнеры и борцы со старением — возможно, в недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. При этом больше всего будут цениться мультиспециалисты - люди, которые хорошо разбираются как в технологиях так и, например, в медицине, дизайне рекламе, и маркетинге, менеджменте и гос. управлении, в строительстве, образовании, но прежде всего специалисты, работающие на стыке информационных технологий и естественных наук (физика, химия, биология).

Вот только некоторые профессии, которые появятся совсем скоро:

ü ИТ-медик и Клинический биоинформатик;

ü Биороботехник;

ü Цифровой лингвист;

ü ИТ проповедник;

ü Разработчик моделей больших данных (Big Data);

ü Организатор интернет-сообществ и дизайнер виртуальных миров;

ü ИТ-генетик;

ü Проектировщик нейроинтерфейсов;

ü Специалист по гиперпротезированию;

ü Архитектор информационных систем;

ü Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации и авто и морского транспорта;

ü Архитектор-строитель умных домов.

Давайте поближе познакомимся с людьми и компаниями, которые сегодня задают и создают технологические тренды, и помогают человечеству жить лучше.

Программисты и ИТ- специалисты - герои нашего времени и супер-герои будущего!

Как выглядят и где работают ИТ-специалисты (программисты) в каких компаниях и бизнесах они востребованы?

В каких условиях работают? Какие условия труда предлагают ИТ-компании и стартапы своим сотрудникам (например, суперсовременные комфортные офисы и удобный график работы, условия для развития, общения, творчества, воплощения собственных идей и отдыха, перспективы карьерного роста)

Как создаются полезные сервисы и устройства, как проходит работа над проектами? (Один день из жизни программиста или ИТ специалиста: атмосфера в коллективе, распределение обязанностей, командная работа)

Почему компании создают программистам самые лучшие условия для работы и жизни?

Восстребованность, престижность, доход

Значимость работы ИТ - специалистов

Работа ИТ-специалиста позволяет создавать или поддерживать уникальные, необходимые людям вещи и удобные сервисы, которыми пользуются сотни тысяч, миллионов человек каждый день, как в повседневной жизни так и на работе (примеры: wi-fi, поисковик, социальные сети, программа Word, бронь билетов, интернет магазины, мобильные приложения)...

Люди этих профессий нужны сегодня в любой стране, компании, в любой сфере. От работы этих специалистов напрямую зависит процветание и доходы, скорость развития всех сфер жизни, эффективность работы и общения сотрудников, одним словом - конкурентоспособность (страны, города, предприятий и бизнесов, школ, семьи, человека).

Факт: один сотрудник в ИТ-отрасли в год создает продукцию и услуги на сумму в среднем более 2 млн руб.

Ситуация на рынке труда в ИТ - отрасли сегодня и завтра

Развитие новых технологий (внедрение которых помогает государству и компаниям выбиваться в лидеры) порождает необходимость в большем количестве ИТ специалистов. Сегодня в России количество ИТ-специалистов уже почти в 2 раза меньше, чем необходимо.

В среднем, на одного специалиста приходится 1,5-2 предложения о работе: работодатели буквально борются и переманивают ценных сотрудников друг у друга, повышают зарплаты и улучшают условия труда (живые примеры).

Мы привыкли, что IT-технологии — это что-то само собой разумеющееся и порой даже не задумываемся, что они - результат чьего-то труда. Современные школьники и студенты чаще всего не знают или не замечают востребованности и перспектив работы в ИТ-сфере (хотя каждый день пользуются ИТ-продуктами и услугами), а учителя и родители не могут посоветовать или направить молодых людей в эту область. Результат - всего 7% старшеклассников сдавали ЕГЭ по информатике в 2014 году, которая требуется для поступления в вуз на ИТ- специальности.

Когда вы закончите школу или вуз, количество требуемых специалистов увеличится еще в несколько раз, а ИТ-профессии войдут в четверку самых престижных и высокооплачиваемых в стране и мире. К 2020-2025 г. России потребуется не менее 1 000 000 программистов, чтобы оставаться одной из ведущих ИТ-государств мира.

Сегодня в нашей стране около 350 тысяч высококвалифицированных ИТ- специалистов. В среднем ежемесячная зарплата ИТ-специалиста в зависимости от уровня подготовки и должности в нашей стране составляет от 40 000 до 250 000 рублей и выше. Компании ИТ-отрасли предлагают высокие зарплаты и для молодых специалистов - самые высокие на рынке труда.

В связи с нехваткой кадров рост зарплат ИТ-специалистов ежегодно составляет от 13 до 30 процентов (в зависимости от специальности), при этом каждый год на 50-60% идет прирост вакансий для начинающих специалистов: каждая 6 вакансия на рынке ИТ - для молодого специалиста!

Вот список самых востребованных ИТ-профессий сегодня по версии портала «SuperJob»:

1. Программист 1С;

2. Системный администратор;

3. Специалист технической поддержки;

4. Программист Java;

5. Программист PHP;

6. Тестировщик;

7. Программист C++;

8. Консультант SAP;

9. Консультант по внедрению и сопровождению 1С;

10. Web-дизайнер;

11. Программист .NET;

12. SEO – оптимизатор;

13. Верстальщик;

14. Программист C#;

15. Сервисный инженер;

16. Системный аналитик.

Ситуация в ИТ-индустрии/ИТ - бизнесе

Отрасль информационных технологий — одна из самых успешных отраслей экономики России и самая перспективная для начала собственного дела. Один сотрудник создает продукцию и услуги на сумму в среднем более 2 миллионов рублей в год, а вся отрасль из года в год увеличивает экспорт российских ИТ - продуктов за рубеж. В 2013 году он превысил 5 миллиардов долларов.

В России успешно развивается множество ИТ-компаний. Самые известные из них (Яндекс, Лаборатория Касперского, 1С, Mail.ru) давно вышли на международный рынок. Но и небольшие компании и группы разработчиков во многих регионах России чувствуют себя хорошо на рынке (Мегаплан, Zeptolab, примеры стартапов).

Сегодня, получив специальность в сфере информационных технологий, вы будете востребованы в любой компании, но необязательно устраиваться на работу – вы можете работать на себя, выполняя услуги для разных компаний или открыть собственный бизнес - стартап!

Понимая, как создаются, устроены и работают информационные технологии, и имея собственные классные идеи о том, как сделать жизнь и работу других людей удобнее и лучше, легко запустить любой ИТ-проект и в дальнейшем открыть свою компанию: для этого вам понадобиться ноутбук, знание основ программирования, немного свободного времени... (личные примеры спикеров о том, как (для чего) они создали свои компании, примеры успешных российских стартапов).

Получается, что (интеллектуальной) элитой становятся обладатели ИТ-профессий и ИТ-бизнеса, а выбирая эти сферы деятельности, вы обеспечите себя интересной и перспективной работой, свою семью достойным существованием, и будете пользоваться уважением в обществе.

Научиться программировать может каждый!

Что такое программирование на самом деле?

Программирование - это когда ты объясняешь компьютеру (устройству), что тебе нужно, чтобы он сделал для тебя.

Программист — это тот, кто учит компьютер делать необходимые человеку вещи.

Программист должен подстраиваться под окружающие его проекты и действительность, непрерывно получая новые знания и обучая этому компьютер.

Нужно ли быть гением, иметь особый склад ума, чтобы научиться программировать? (доступно для мальчиков и девочек, практически в любом возрасте, доступно для “гуманитариев” - примеры). Какими качествами должен обладать будущий ИТ-специалист?

Программировать может каждый! Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами». Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений.

Поэтому способность к самообучению – один из главных навыков, которым должен обладать программист. Второй важный навык - умение работать в команде.

Что дает изучение программирования человеку?

Изучение программирования открывает новые возможности и инструменты для самовыражения (превращает идеи в реальность, расширяет кругозор, развивает мышление и учит нас думать).

ИТ-специалистов готовят во множестве высших учебных заведений во всех городах нашей страны. Одними из самых авторитетных в Москве считаются МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИРЭА, МИЭМ, МЭСИ, МАИ.

Чтобы обеспечить себя ценными кадрами государство и ИТ-компании прилагают все больше усилий и создают условия для обучению программирования и изучению информатики для каждого школьника - специалиста будущего.

Одним из ключей к успеху в современном мире является владение информационными технологиями и пониманию того, как они устроены. Какое бы занятие и направление вы ни выбрали во взрослой жизни (бизнес или работу по профессии), возможность добиться успеха в XXI веке будет во многом зависеть от понимания того, как устроены и работают высокотехнологичные устройства и программы.

  1. 6. Обсуждение рассказанного материала.

Итак, ребята. Давайте теперь с вами обсудим некоторые вопросы.

Скажите, пожалуйста, играют ли ИТ определяющую роль в жизни человека 21 века?

Каковы основные перспективы развития ИТ?

Востребована ли профессия программиста?

Престижна ли она?

Приносит ли достаточный доход человеку?

Какие самые востребованные ИТ-профессии на сегодня?

Что же все-таки дает программирование человеку?

Может ли научиться программировать каждый?

  1. 7. Самостоятельная работа учащихся с онлайн-тренажером.

На мой вопрос: «Может ли научиться программировать каждый?» Вы ответили: «Да». А вот сейчас мы с вами и попробуем научиться программировать. Давайте зайдем на сайт акции «Час кода» - http://www.coderussia.ru. Запустим тренажер «Лабиринт» и далее следуйте моим указаниям.

Онлайн тренажеры просты и увлекательны: не требуют предварительной подготовки учащихся и содержат разбор и закрепления базовых понятий программирования. Благодаря игровой форме и наличию известных компьютерных героев, тренажеры будут одинаковы интересны учащимся различных возрастов. Работа в тренажере строится по принципу решения забавных головоломок и помогает подкрепить интерес учащихся, возникший во время проведения первого блока занятия, а также дает возможность сразу, на практике, проверить свои способности к программированию.

Предлагается выбрать для работы один из двух игровых тренажеров для знакомства с базовыми понятиями или проверки знаний по основам программирования:

А. Онлайн тренажер «Лабиринт» на базе визуального языка программирования «Блокли» (Blockly). Благодаря игровой форме и наличию известных компьютерных героев, тренажер будет одинаково интересен учащимся разных возрастов. Работа на тренажере строится по принципу решения забавных головоломок и помогает подкрепить интерес учащихся, возникший во время проведения первого блока занятия (видео, лекции и обсуждения), а также дает возможность сразу, на практике, проверить свои силы в программировании.

Б.Мини-курс по созданию 3D игр в среде визуального программирования «Коду» (Kodu Game Lab). В ходе курса учащиеся по видео-урокам создают свою собственную трехмерную компьютерную игру, программируя действия персонажей в соответствии с придуманными самостоятельно сюжетом и правилами.

  1. 8. Подведение итогов.

Итак, ребята, вот мы и поработали с вами с тренажером «Лабиринт», выполнили все задания, и у каждого из вас получилось. А теперь давайте продолжим следующие фразы:

  • на этом занятии мы освоили …
  • сегодня мы научились …
  • мне было сложно …
  • я понял, что …
  • я планирую ...

И в завершении акции «Час кода» каждый из вас получает сертификат участника акции, который мы можем сохранить, а потом распечатать, а также вы получаете ссылку на электронный значок участника акции, с помощью которого можно поделиться своими достижениями в социальных сетях.

  1. 9. Обсуждение, проведение ситуативной и перспективной рефлексии.

  1. 10. Д/з АтлАс новых профессий

Дорогие, обучающиеся!

Поздравляю вас с Днем информатики!

Мы живем в 21-ом веке, в эпоху информационно-компьютерных технологий и технического прогресса. Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что информатика занимает в нашей жизни одно из самых важных мест. Очевидно, что без знания компьютера и компьютерных технологий невозможно шагать в ногу со временем. Справиться со стремительным информационным потоком могут только лишь настоящие мастера своего дела: это те, кто с компьютером на «ты», кто знает, как необходима информатика, и как важна ее роль в жизни человека.

Информатика – самый нужный предмет в современном мире. Без знания информатики ни в одной профессии нет пути к успеху и карьерному росту. Не зря говорится, что тот, кто владеет информацией, владеет миром. В мире новых технологий информатика – жизненно необходимый предмет.

Желаю всем в совершенстве овладеть компьютерными технологиями, достичь максимальных высот в сфере деятельности. Чтобы вы были достойными «сеятелями разумного, доброго, вечного», а также мудрыми наставниками для подрастающего поколения. Любви и процветания вам!

С искренними пожеланиями,

Бэлла Солтанбековна

Добавить комментарий