Урок по химии ""Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Цели:
1. Закрепить знания о номенклатуре и свойствах различных классов соединений. Развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать. Выявлять и устанавливать взаимосвязи между различными классами неорганических соединений.
2. Способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательных мотивов учащихся, сенсорных способностей, внимания, воображения, памяти.
3. Формировать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»; видео-ролик «Восстановление оксида меди(II) водородом»; реактивы: CuSO4, NaOH, нагревание.
Ход урока
Учитель:
Мы с вами изучили 4 класса неорганических соединений, давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему «Основные классы неорганических соединений» (слайд 2).
Вопросы:
1. Что такое вещество?
2. На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и сложные.)
3. Дать определение простым веществам, на какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы).
4. Дать определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?
Выполнить задание
Дать определение классу соединений и назвать вещества. Слайд 3 (оксиды), 4 (кислоты), 5 (основания), 6 (соли).
Химический диктант (слайд 7)
- Оксид фосфора (V)
- Соляная кислота
- Нитрат алюминия
- Гидроксид магния
- Оксид меди (II)
- Сульфат кальция
- Написать уравнениеполучения фосфата натрия путем реакции нейтрализации.
Ученики обмениваются с соседом по парте работами и проверяют задания.
(слайд 8)
Проверенные работыс отметками сдать.
Выполнить задание:
из формул (H2SO3, NaCl, Ba(OH)2, H2O, S, BaO, Ba, SO2, HNO3, BaSO3, MgO, KOH) которые вы видите на экране выберите те, которые содержат один и тот же элемент, но принадлежат разным классам соединений, распределите их по усложнению состава, начиная с простого к более сложному, по вариантам.
1 вариант в качестве повторяющего элемента использует металл,
2 вариант – неметалл. (Слайд 9)
У нас получилось 2 цепочки или ряда, в каждой есть что-то общее.
В 1-м ряду – химический элемент Ва,
во 2-м – химический элемент S.
Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству. Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген). Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Ва), для второй цепи (S). Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими.
Генетический ряд – это ряд веществ разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент ( слайд 8).
Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:
Простое вещество — оксид — гидроксид — соль ( слайд 9)
Мы с вами уже знаем, что простые вещества делятся на 2 группы металлы и неметаллы (слайд 12), поэтому существует 2 вида генетических рядов,
1—генетический ряд металлов (слайд 9)
и генетический ряд неметаллов (слайд 9) .
Выполнить задание
Осуществите цепочки превращений (слайд 10)
Ba — BaO — Ba(OH)2 — BaSO3
S — SO2 — H2SO3 — BaSO3.
Творческое задание
Можно ли составить обратный генетический ряд? Как вы думаете, с какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO4 и практически осуществим цепочку превращений (слайд 13)
CuSO4 — Cu(OH)2 — CuO — Cu
1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (демонстрационный опыт )
2) Cu(OH)2 = CuO + H2O (демонстрационный опыт)
3) СuO + H2 = Cu + H2O (показ видеоролика слайд 14)
Вывод.Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.
Закрепление
Осуществить цепочку превращений: (слайд 15)
Fe(OH)2 — FeO — FeSO4 — Fe
Подведение итогов
Сегодня на уроке вы узнали:
1. Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.
2. Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).
3. Научились осуществлять цепочки превращений.
Домашнее задание
Пар. 42, упр.1 (3 цепочки из параграфа), (слайд16).
Добавить комментарий