03фев2025

Индивидуальная профилактическая работа с детьми «группы риска» в образовательном учреждении.

03.02.2025   0 1

Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, социальных педагогов, психологов и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные дети, дети с проблемами в развитии. Дети группы риска представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Дети "группы риска" есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в "группу риска":

 Неблагополучие в семье (недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.)

 Отчуждение детей от семьи, школы и общества

 Низкий материальный уровень и плохие условия проживания

 Низкий образовательный и культурный уровень родителей, неправильное отношение и ошибки в воспитании  Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению)

 Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам

 Влияние дурной компании, окружения, социума

 Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации

К внутренним факторам риска относятся:

 низкая самооценка, неуверенность в себе ощущение ребенком собственной ненужности

 недостаточный самоконтроль и самодисциплина

 незнание и непринятие социальных норм и ценностей

 неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях

 неумение правильно выражать свои чувства, контролировать свое поведение, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Основная цель профилактической работы – защита несовершеннолетнего, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы– профилактика правонарушений, безнадзорности, девиантного поведения, бродяжничества, раннего семейного неблагополучия.

В деятельности социального педагога с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений:

 диагностическая деятельность

 аналитическая, коррекционная работа

 образовательно-профилактическая деятельность несовершеннолетнего и работа с семьёй ребёнка. Социальная работа с детьми в группе риска должна строиться с учётом причин девиации и дезадаптации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Исходя цели профилактической работы в школе сложилась система работы с детьми «Группы риска». Участниками системы являются зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители, обучающиеся. Принципы работы с детьми группы риска формулируются следующим образом:  Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - ребенок»;  Подключение к процессу реабилитации ребенка субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, ОДН, здравоохранения);  Тесное взаимодействие с семьей ребенка.  Взаимодействие с классным руководителем Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку: 1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся "группы риска". 2. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 3. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор информации о семье ребёнка, изучение его социальных контактов. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального педагога с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального педагога по отношению к детям «группы риска» – установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Такая работа требует от социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д. Тесное сотрудничество со школьным педагогом - психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности: изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины, отслеживается истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуются условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка. На этапе диагностики социальный педагог должен провести социометрию классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает ребёнок, изучить уровень социального развития ребёнка, в том числе и определить степень удовлетворения его материальных потребностей. Мониторинги, которые проводятся в МБОУ ШР «СОШ № 4»:  Психодиагностическое исследование уровня адаптации обучающихся в первых, пятых, десятых классов  Диагностика изучения социализированности личности обучающихся 5-11 классов  Диагностика уровня нравственной воспитанности обучающихся 5-11 классов  Диагностика познавательного интереса обучающихся 7-11 классов  Диагностика уровня осведомленности о правилах здорового образа жизни  Диагностика уровня воспитанности обучающихся 5-11 классов  Диагностика изучения коммуникативных наклонностей обучающихся 5-11 классов  Диагностика удовлетворенности обучающимися жизнью класса, школы  Диагностика удовлетворенности родителями деятельностью школы  Диагностика уровня личностного роста обучающихся Диагностическая деятельность. В этом году я завершила курсы переподготовки на тему: «Основы профессиональной деятельности социального педагога» в Институте развития образования Иркутской области. В качестве диагностического материала специалисты ИРО предложили использовать материал (Приложение1) 3.Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Ведущими методами являются: организация и проведение профилактических бесед, индивидуальных бесед, мини-лекций, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, консультирование и т.д. На каждого несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении составляется личная карта (Приложение 2), в которой ведется учет сведений о проведенной работе. В журналах индивидуальной работы с обучающимися, с родителями фиксируется профилактическая работа. Журнал индивидуальной работы с обучающимися содержит разделы: ФИ обучающегося, дата, класс, причина, мероприятие, рекомендации или решение, подпись обучающегося. Журнал работы с родителями содержит следующие разделы: дата, ФИО родителей, ФИ обучающегося, класс, причина, мероприятие, рекомендации или решение, подпись родителей. Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристики ребёнка (Приложение 3). На основе данной характеристики социальный педагог должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, учителей, родителей и подготовить аналитическую информацию по организации индивидуальной работы с ребёнком для учителей и родителей. Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального педагога, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Значительное место в деятельности педагогического коллектива с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность. Формы работы:  Индивидуальные профилактические беседы;  Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности:  Общественно полезной;  Трудовой;  Спортивно-оздоровительной;  Художественно-эстетической;  Игровой и др. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.), участие в профилактических неделях, акциях, волонтерскую деятельность. (Приложение 4) Одно из необходимых направлений работы социального педагога с детьми «группы риска» – это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог не должен противодействовать и критиковать, а оказывает конструктивную помощь. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с несовершеннолетним и его семьёй. Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным педагогом уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержке детей «группы риска» строится на следующих принципах:  принцип уважения индивидуальности личности (личность не раскроется, если подавлять индивидуальность, ее способности смогут развиваться)  принцип коллективной деятельности (индивидуальность проявляется в правильно организованной коллективной деятельности)  принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит правилам школьного распорядка, закону, не вредит здоровью, не унижает достоинство других)  принцип возрастного подхода (каждый возрастной период имеет свои своими формами и методами воспитательного воздействия)  принцип диалога (уравнивание позиций педагога и обучающегося, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений)  принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя ненужным из-за плохой успеваемости и поведения. Он должен видеть в педагоге учителя, который поддержит ребенка, разъяснит, что такое хорошо и плохо)  принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен научиться критически анализировать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности)  принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, страны)  принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели) Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении. Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:  участие обучающегося в общественной жизни класса  приемлемые (позитивные) качества личности  взаимоотношения со сверстниками  увлечения подростка  каково влияние семьи  имеются ли конфликтные ситуации в классе и их причины  проведённая работа с подростком и есть ли результат Социальный педагог:  приводит все сведения в систему  проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками  посещает уроки, на которых возникают проблемы  ставит социальный диагноз  привлекает к сотрудничеству педагога-психолога Заместитель директора по воспитательной работе (ВР) в случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологом организует педагогически консилиум с участием учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога. Директор школы осуществляет координацию усилий всех вышеперечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости принимает решение:  о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;  ходатайстве перед ОДН ОМВД о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей  направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних  вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения. Таким образом, оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку, относящегося к группе риска, необходимо учитывать работу не одного специалиста, а группы специалистов, деятельность которых направлена на оказание всесторонней помощи ребенку.

Приложение 1

Диагностический материал для выявления детей «группы риска»  Анкета предназначена для экспресс - диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям. Анкета разработана психологом Южного округа г. Москвы Н.В. Суриковой (Центр образования № 1861 «Загорье»)  Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и воспитанности  Тест неоконченных предложений «Мое отношение к своему здоровью».  Анкета «Конфликтная ли Вы личность?»  Анкеты «Уровень комфортности в классе» (2 анкеты)  Анкеты для учащихся: «Формирование представлений о здоровом образе жизни»  Анкеты для учащихся «Приобщение к здоровому образу жизни"  Анкета «Вредные привычки» проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.  Что мы знаем о курении?  Анкета для родителей, которая позволяет узнать, насколько серьезно относятся родители школьников к возможным проблемам в поведении своих детей, а также то, как они оценивают вероятность их возникновения.  Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон) (для старшеклассников)  Выявление агрессивности у подростка  Опросник «Чувства в школе»  «Анкета для определения школьной мотивации учащихся»  Тест школьной тревожности Филлипса.  Цветовой тест отношении (Тест А.И.Лутошкина)  Методика оценки коммуникативных и организаторских способносте личности»  Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.  Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)  Тест Кроника «Твоя линия жизни»  СЭИ Тест  Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» ( М.Цукерман)

Добавить комментарий