Индивидуальная профилактическая работа с детьми «группы риска» в образовательном учреждении.
Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, социальных педагогов, психологов и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные дети, дети с проблемами в развитии. Дети группы риска представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Дети "группы риска" есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в "группу риска":
Неблагополучие в семье (недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.)
Отчуждение детей от семьи, школы и общества
Низкий материальный уровень и плохие условия проживания
Низкий образовательный и культурный уровень родителей, неправильное отношение и ошибки в воспитании Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению)
Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам
Влияние дурной компании, окружения, социума
Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации
К внутренним факторам риска относятся:
низкая самооценка, неуверенность в себе ощущение ребенком собственной ненужности
недостаточный самоконтроль и самодисциплина
незнание и непринятие социальных норм и ценностей
неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях
неумение правильно выражать свои чувства, контролировать свое поведение, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Основная цель профилактической работы – защита несовершеннолетнего, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы– профилактика правонарушений, безнадзорности, девиантного поведения, бродяжничества, раннего семейного неблагополучия.
В деятельности социального педагога с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений:
диагностическая деятельность
аналитическая, коррекционная работа
образовательно-профилактическая деятельность несовершеннолетнего и работа с семьёй ребёнка. Социальная работа с детьми в группе риска должна строиться с учётом причин девиации и дезадаптации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Исходя цели профилактической работы в школе сложилась система работы с детьми «Группы риска». Участниками системы являются зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители, обучающиеся. Принципы работы с детьми группы риска формулируются следующим образом: Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - ребенок»; Подключение к процессу реабилитации ребенка субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, ОДН, здравоохранения); Тесное взаимодействие с семьей ребенка. Взаимодействие с классным руководителем Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку: 1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся "группы риска". 2. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 3. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор информации о семье ребёнка, изучение его социальных контактов. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального педагога с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального педагога по отношению к детям «группы риска» – установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Такая работа требует от социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д. Тесное сотрудничество со школьным педагогом - психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности: изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины, отслеживается истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуются условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка. На этапе диагностики социальный педагог должен провести социометрию классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает ребёнок, изучить уровень социального развития ребёнка, в том числе и определить степень удовлетворения его материальных потребностей. Мониторинги, которые проводятся в МБОУ ШР «СОШ № 4»: Психодиагностическое исследование уровня адаптации обучающихся в первых, пятых, десятых классов Диагностика изучения социализированности личности обучающихся 5-11 классов Диагностика уровня нравственной воспитанности обучающихся 5-11 классов Диагностика познавательного интереса обучающихся 7-11 классов Диагностика уровня осведомленности о правилах здорового образа жизни Диагностика уровня воспитанности обучающихся 5-11 классов Диагностика изучения коммуникативных наклонностей обучающихся 5-11 классов Диагностика удовлетворенности обучающимися жизнью класса, школы Диагностика удовлетворенности родителями деятельностью школы Диагностика уровня личностного роста обучающихся Диагностическая деятельность. В этом году я завершила курсы переподготовки на тему: «Основы профессиональной деятельности социального педагога» в Институте развития образования Иркутской области. В качестве диагностического материала специалисты ИРО предложили использовать материал (Приложение1) 3.Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Ведущими методами являются: организация и проведение профилактических бесед, индивидуальных бесед, мини-лекций, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, консультирование и т.д. На каждого несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении составляется личная карта (Приложение 2), в которой ведется учет сведений о проведенной работе. В журналах индивидуальной работы с обучающимися, с родителями фиксируется профилактическая работа. Журнал индивидуальной работы с обучающимися содержит разделы: ФИ обучающегося, дата, класс, причина, мероприятие, рекомендации или решение, подпись обучающегося. Журнал работы с родителями содержит следующие разделы: дата, ФИО родителей, ФИ обучающегося, класс, причина, мероприятие, рекомендации или решение, подпись родителей. Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристики ребёнка (Приложение 3). На основе данной характеристики социальный педагог должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, учителей, родителей и подготовить аналитическую информацию по организации индивидуальной работы с ребёнком для учителей и родителей. Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального педагога, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Значительное место в деятельности педагогического коллектива с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность. Формы работы: Индивидуальные профилактические беседы; Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: Общественно полезной; Трудовой; Спортивно-оздоровительной; Художественно-эстетической; Игровой и др. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.), участие в профилактических неделях, акциях, волонтерскую деятельность. (Приложение 4) Одно из необходимых направлений работы социального педагога с детьми «группы риска» – это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог не должен противодействовать и критиковать, а оказывает конструктивную помощь. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с несовершеннолетним и его семьёй. Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным педагогом уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержке детей «группы риска» строится на следующих принципах: принцип уважения индивидуальности личности (личность не раскроется, если подавлять индивидуальность, ее способности смогут развиваться) принцип коллективной деятельности (индивидуальность проявляется в правильно организованной коллективной деятельности) принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит правилам школьного распорядка, закону, не вредит здоровью, не унижает достоинство других) принцип возрастного подхода (каждый возрастной период имеет свои своими формами и методами воспитательного воздействия) принцип диалога (уравнивание позиций педагога и обучающегося, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений) принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя ненужным из-за плохой успеваемости и поведения. Он должен видеть в педагоге учителя, который поддержит ребенка, разъяснит, что такое хорошо и плохо) принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен научиться критически анализировать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности) принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, страны) принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели) Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении. Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке «группы риска» по следующим позициям: участие обучающегося в общественной жизни класса приемлемые (позитивные) качества личности взаимоотношения со сверстниками увлечения подростка каково влияние семьи имеются ли конфликтные ситуации в классе и их причины проведённая работа с подростком и есть ли результат Социальный педагог: приводит все сведения в систему проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками посещает уроки, на которых возникают проблемы ставит социальный диагноз привлекает к сотрудничеству педагога-психолога Заместитель директора по воспитательной работе (ВР) в случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом и психологом организует педагогически консилиум с участием учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога. Директор школы осуществляет координацию усилий всех вышеперечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости принимает решение: о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике; ходатайстве перед ОДН ОМВД о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения. Таким образом, оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку, относящегося к группе риска, необходимо учитывать работу не одного специалиста, а группы специалистов, деятельность которых направлена на оказание всесторонней помощи ребенку.
Приложение 1
Диагностический материал для выявления детей «группы риска» Анкета предназначена для экспресс - диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям. Анкета разработана психологом Южного округа г. Москвы Н.В. Суриковой (Центр образования № 1861 «Загорье») Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и воспитанности Тест неоконченных предложений «Мое отношение к своему здоровью». Анкета «Конфликтная ли Вы личность?» Анкеты «Уровень комфортности в классе» (2 анкеты) Анкеты для учащихся: «Формирование представлений о здоровом образе жизни» Анкеты для учащихся «Приобщение к здоровому образу жизни" Анкета «Вредные привычки» проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей. Что мы знаем о курении? Анкета для родителей, которая позволяет узнать, насколько серьезно относятся родители школьников к возможным проблемам в поведении своих детей, а также то, как они оценивают вероятность их возникновения. Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон) (для старшеклассников) Выявление агрессивности у подростка Опросник «Чувства в школе» «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» Тест школьной тревожности Филлипса. Цветовой тест отношении (Тест А.И.Лутошкина) Методика оценки коммуникативных и организаторских способносте личности» Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым) Тест Кроника «Твоя линия жизни» СЭИ Тест Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» ( М.Цукерман)
Добавить комментарий