02сен2024

Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная физика»

02.09.2024   0 34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» для обучающихся 7-8 классов составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника

Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» рассчитана на 34 учебных часа, 1ч в неделю

Основной целью программы является: подготовка обучающихся к изучению физики как учебного предмета через развитие у обучающихся естественно-научной грамотности, формирования критического и креативного мышления, а также отработки практических навыков экспериментальной деятельности.

Основные задачи:

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету.
  • формирование осознанных мотивов учения;
  • формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;
  • повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
  • формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами и инструментами иОбучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД.

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Смысловое чтение.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

5. Развитие м

  • делать выводы на основе экспериментальных данных.

Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности.

Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту.

Во время учебных занятий обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, учатся применять полученные сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих метапредметных результатов:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД.

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

отивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих предметных результатов:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. 1. Первоначальные сведения о строении вещества. (7). Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги.
  2. 2. Взаимодействие тел. (10) Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения
  3. Давление. Давление жидкостей и газов. (7) Исследование зависимости давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Определение объема куска льда. Изучение условия плавания тел.
  4. 4. Работа и мощность. Энергия. (7) Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии.
  5. 5. Игры. (3 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

Первоначальные сведения о строении вещества (7 ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Цели и задачи курса физики

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях. Основы эксперимента

Фронтальная– инструктаж по ТБ

Групповая –знакомство с правилами оформления лаб. работы

2

Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления различных приборов»

Цена деления измерительного прибора

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

3

Экспериментальная работа № 2 «Определение геометрических размеров тел»

Ширина, длина, высота, площадь, объем

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

4

Изготовление измерительного цилиндра

Цена деления измерительного прибора

Индивидуальная – изготавливаю измерительный цилиндр

Фронтальная – правило нахождения цены деления измерительного прибора

5

Экспериментальная работа № 3 «Измерение температуры тел»

Цена деления измерительного прибора, погрешность измерения.

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

6

Экспериментальная работа № 4 «Измерение размеров малых тел»

Метод рядов

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

7

Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа бумаги»

Метод рядов

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

Взаимодействие тел (10 ч)

8

Экспериментальная работа № 6 «Измерение скорости движения тел»

Скорость равномерного движения

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

Демонстрации:

9

Экспериментальная работа №7 «Измерение массы 1 капли воды»

Масса тела, сложение масс

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

10

Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска сахара»

Плотность тела, нахождение объема прямоугольного параллелепипеда

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

11

Экспериментальная работа № 9 «Измерение плотности хоз. мыла»

Плотность тела, объем прямоугольного параллелепипеда, взвешивание на весах

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

12

Экспериментальная работа № 10 «Определение внутреннего объема пузырька"

Определение пустоты

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

13

Экспериментальная работа № 11 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»

Зависимость силы тяжести от массы тела

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

14

Экспериментальная работа № 12 «Определение массы и веса воздуха в комнате»

Определение массы и веса воздуха в комнате

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

15

Экспериментальная работа № 13 «Сложение сил, направленных по одной прямой»

Сложение сил, направленных по одной прямой

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

16

Игра «Физический ералаш»

Формулы, явления, законы, ученые изучаемые в 1 полугодии в 7 классе

Групповая

Взаимодействие тел (10 ч)

17

Экспериментальная работа № 14 «Измерение жесткости пружины»

Закон Гука, сила упругости

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

18

Экспериментальная работа № 15 «Измерение коэффициента силы трения скольжения»

Сила трения скольжения. Зависимость силы трения от веса тела

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

Давление. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (7 ч)

19

Экспериментальная работа № 16 «Исследование зависимости давления от площади поверхности»

Зависимость давления от площади поверхности

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

20

Экспериментальная работа № 17 «Определение давления цилиндрического тела»

Давление твердого тела

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

21

Экспериментальная работа № 18 «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола»

Сила давления атмосферы

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

22

Экспериментальная работа № 19 «Определение массы тела, плавающего в воде»

Сила Архимеда

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

23

Экспериментальная работа № 20 «Определение плотности твердого тела»

Сила Архимеда

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

24

Экспериментальная работа № 21 «Определение объема куска льда»

Сила Архимеда

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

25

Экспериментальная работа № 22 "Изучение условий плавания тел"

Условия плавания тел

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

26

Игра «Звездный час»

Формулы, явления, законы, ученые изучаемые в 1 полугодии в 7 классе

Групповая

Работа и мощность. Энергия. (7 ч)

27

Экспериментальная работа № 23 "Вычисление работы, совершаемой школьником при подъеме с 1 на 3 этаж"

Механическая работа

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

28

Экспериментальная работа № 24 «Вычисление мощности развиваемой школьником при подъеме с 1 на 2 этаж»

Мощность

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

29

Экспериментальная работа № 25 «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок»

Простые механизмы. Выигрыш в силе

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

30

Экспериментальная работа № 26 «Нахождение центра тяжести плоской фигуры»

Условие равновесия тел. Центр тяжести

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

31

Экспериментальная работа № 27 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

КПД. КПД наклонной плоскости

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

32

Экспериментальная работа № 28 «Измерение кинетической энергии тела»

Кинетическая энергия. Формула для расчета кинетической энергии

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

:

33

Экспериментальная работа № 29 «Измерение изменения потенциальной энергии»

Потенциальная энергия. Изменение потенциальной энергии

Фронтальная –знакомство с ТБ, алгоритмом оформления лабораторных работ

Групповая –проведение лабораторной работы

Индивидуальная – обработка результатов

34

Игра «Физика вокруг нас»

Формулы, явления, законы, ученые изучаемые в 7 классе

Групповая

Добавить комментарий