02сен2024

Образовательная программа естественно- научной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»

02.09.2024   0 9

Реализация образовательных программ естественно- научной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»

Содержание рабочей программы.

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание программы

4. Календарно-тематическое планирование

5.Планируемые результаты обучения

6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

7. Учебно-методические средства обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6 -7 классы

Рабочая программа курса биологии 6 класса составлена в соответствии с авторской программой по биологии под редакцией В В Пасечника и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В данном курсе используется учебник «Биология» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов В В Пасечника,С В Суматохина . Под редакцией В В Пасечника. М., «Просвещение», 2023 г.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, и учебному плану МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» на изучение биологии в 6 классе выделяется 1 учебный час в неделю.

Цель программы – усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по биологии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Задачи программы:

  • освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и среда образующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
  • развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • воспитывать позитивное ценностное отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
  • использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с увеличительными приборами и природными объектами. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

Поставляемые в школы современные средства обучения, в рамках проекта центра «Точка роста», содержат как уже известное оборудование, так и принципиально новое.

Прежде всего, это цифровые лаборатории с наборами датчиков, позволяющие проводить измерения физических, химических, физиологических параметров окружающей среды и организмов. В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий.

Цель и задачи

• реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественнонаучной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельности обучающихся;

• разработка и реализация разно уровневых дополнительных общеобразовательных программ естественно- научной направленности, а также иных программ, в том числе в каникулярный период;

• вовлечение учащихся и педагогических работников в проектную деятельность;

• повышение профессионального мастерства педагогических работников центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы.

Создание центра «Точка роста» предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:

• оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно- научной направленности при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология»;

• оборудованием, средствами обучения и воспитания для реализации программ дополнительного образования естественно- научной направленностей;

• компьютерным и иным оборудованием.

Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент.

Современные экспериментальные исследования по биологии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися должно

стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований.

Широкий спектр датчиков позволяют учащимся знакомиться с параметрами биологического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне.

В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять информацию об исследовании в четырёх видах:

в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента,

фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;

в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);

в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность); в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение.

формирование исследовательских умений учащихся, которые выражаются в следующих действиях:

1. определение проблемы;

2. постановка исследовательской задачи;

3. планирование решения задачи;

4. построение моделей;

5. выдвижение гипотез;

6. экспериментальная проверка гипотез;

7. анализ данных экспериментов или наблюдений;

8. формулирование выводов.

Нормативная база

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) — URL: http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

Основные понятия и термины

СПРАВОЧНИК

В методическом пособии используются следующие понятия и термины:

«Точка роста»— комплект учебного оборудования детского технопарка, материальная база для создания инновационной образовательной среды в которой формируется и развивается изобретательское, креативное и критическое мышление обучающихся.

Цифровая (компьютерная) лаборатория — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с регистратором данных, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин.

Программное обеспечение Releon Lite (ПО Releon) ― программное обеспе-

чение, поставляемое в составе цифровой лаборатории, обеспечивающее работу датчиков, сохранение и первичную обработку полученных данных.

Мультидатчик ― цифровой датчик, позволяющий вести одновременно учёт

нескольких показателей окружающей среды и физиологических показателей организма человека.

Монодатчик ― цифровой датчик, позволяющий вести одновременно учёт только одного показателя окружающей среды или физиологического показателя организма человека.

Регистратор данных ― электронное устройство (интерактивная доска, персональный компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон, поддерживающие работу ПО Releon.

Логирование ― режим работы цифровой лаборатории, при котором датчик работает без регистратора данных, с возможностью последующей загрузки результатов измерений в память регистратора данных.

Связка датчиков ― режим работы цифровой лаборатории, при котором на экране регистратора данных графически отображается работа одновременно двух и более подключенных цифровых датчиков.

В образовательной программе представлены следующие разделы:

1.Методы исследований в биологии.

2.Ботаника.

3.Зоология.

4.Анатомия и физиология человека.

5.Цитология.

6.Генетика.

7.Экология.

Данные разделы выбраны с учётом наиболее широких возможностей по применению оборудования центра «Точка роста» как для проведения лабораторных работ, так и для демонстрационного эксперимента. Кроме того, перечисленные разделы обладают наибольшим потенциалом для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Биологическое наблюдение и эксперимент проводятся в форме лабораторных.

Данная образовательная программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших биологических понятий, законов и теорий, формирует представление о роли биологии в познании живого мира и в жизни человека. Основное внимание уделяется сущности биологических явлений, процессов и методам их изучения.

Структура представленных в данном методическом пособии планов уроков и лабораторных работ отражается последовательность изучения и содержания биологии в 5―10 классах.

Примерная рабочая программа по биологии для 5―9 классов с использованием оборудования центра «Точка роста»

На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественно- научной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».

Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые здесь подходы, структуру и содержание при организации обучения биологии в 5―6 классах, выстроенном на базе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК).

Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:

• для расширения содержания школьного биологического образования;

• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

• для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.

Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.

Биология растений:

Дыхание листьев. Дыхание корней. Поглощение воды корнями растений. Корневое давление. Испарение воды растениями. Фотосинтез. Дыхание семян. Условия прорастания семян. Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Зоология:

Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на внешние раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб по влажным препаратам. Изучение строения птиц. Изучение строения млекопитающих по влажным препаратам. Водные животные. Теплокровные и холоднокровные животные

Человек и его здоровье:

Изучение кровообращения. Реакция ССС на дозированную нагрузку. Зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Газообмен в лёгких. Механизм лёгочного дыхания. Реакция ДС на физическую нагрузку. Жизненная ёмкость легких. Выделительная, дыхательная и терморегуляторная функция кожи. Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Приспособленность организмов к среде обитания.

Общая биология:

Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2. Влияние рН среды на активность ферментов. Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Точка роста»5- 6 классы

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата фактически

Тема 1. Введение (2 часа)

1.

Вводное занятие. Цели и задачи,

план работы кружка.

Инструктаж по ТБ, ПДД.

Правила техники безопасности

при выполнении Л/Р.

2

Тема 2. Признаки живого.Устройство микроскопа (4 часа)

2.

Основные признаки живого.

Уход за растениями

2

3.

Основы цитологии. Задачи современной цитологии. Лабораторная работа №1:

« Устройство микроскопа»

2

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток .Ткани(14 часов)

Строение растительной клетки. (4 часа)

4.

Общий план строения растительной клетки.

2

5.

Прокариоты и эукариоты.

Лабораторная работа №2: « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

2

6.

Не мембранные органоиды клеток

2

7.

Мембранные органоиды клеток

2

8.

Лабораторная работа №3: «Особенности строения клеток эукариот и прокариот»

2

9.

Ткани растений.

2

10.

Л/Р Ткани растений под

микроскопом

2

Тема4. Органы и системы органов.(4часа)

11.

. Органы и системы органов

2

12.

Вегетативные органы.

2

13.

. Лабораторная работа№4. Строение побега

2

Тема5.Размножение(6часов)

14.

Бесполое и половое размножение.

2

15.

Строение цветка. Опыление.

Двойное оплодотворение.

2

16.

Лабораторная работа№5 : « Определение плодов и семян»

2

Тема 6 Вирусы(4часа)

17.

Вирусы как неклеточная форма жизни.

2

18.

Проблемы борьбы с вирусными инфекциями.

2

Тема 7. Систематика растений(22часа)

19.

Низшие растения. Основные направления

эволюции водорослей

2

20.

Лабораторная работа№6.»Водоросли»

2

21.

Высшие споровые растения. Мхи.

2

22.

Папоротники.

2

23.

Лабораторная работа №7: «Изучение мхов и папоротников»Гербарии.

2

24.

Голосеменные растения

2

25.

Лабораторная работа №8: «Изучение голосеменных растений»

2

26.

Покрытосеменные растения

2

27.

Лабораторная работа №:9 «Изучение покрытосеменных растений»

2

28.

Строение семян.

2

29.

Лабораторная работа№10. Строение семян

2

30.

Итоговая аттестация.

Представление результатов работы.Анализ работы. Игра - викторина «В мире биологии»

2

Всего

60

7-8-классы

Тема

Форма проведения

Дата

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ.

Беседа

2

Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование

Практическая работа «Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования»

3

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов»

4

Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».

5

Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».

6

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа»

7

Особенности строения дрожжей, простейших

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Растения

8

Изучение внешнего строения водорослей и мхов.

Практическая работа

9

Изучение строения хвоща и папоротника.

10

Изучение строения шишек голосеменных растений

Практическая работа

11

Изучение строения цветка.

Практическая работа

12

Изучение строения цветка.

Практическая работа

13

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений

Экскурсия

14

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Практическая работа «Техникасбора, высушивания и монтировки гербария»

15

Определяем и классифицируем

Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам».

16

Морфологическое описание растений

Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками).

17

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

18

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

19

Редкие растения РСО-Алания

Проектная деятельность

Практическая зоология (8 часов)

20

Система животного мира

Творческая мастерская

21

Определяем и классифицируем

Практическая работа по определению животных

22

Определение экологической группы животных по внешнему виду

Лабораторный практикум

23

Практическая орнитология. Мини исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек

24

Проект «Красная книга РСО-Алания

Проектная деятельность

25

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Экскурсия в зоопарк

Практическая анатомия

26

Строение волоса под микроскопом

Овладевают навыками проведения исследования в ходе проведения лабораторной работы при изучении строение волоса

27

Бактерии – враги (изучение ладоней руки под микроскопом)

Овладевают навыками проведения исследования в ходе проведения лабораторной работы

Здоровое питание

28

Здоровое питание

Лекция

29

Изучение меда под микроскопом

Лабораторный практикум по выявлению настоящего меда.

30

Качество продуктов питания: колбаса

Практическое занятие.

31

Губительная плесень.

Лабораторный практикум

Окружающий мир

32

Школьный мел под микроскопом

Практическое занятие.

33

Красота под микроскопом

Микроскоп .Крыло бабочки

34

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач.

35

Источники информации.

Как оформить результаты исследования

1.Лабораторные работы к теме: «Общая цитология»

Лабораторная работа № 1

Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования

Цель: На основе знания устройства светового микроскопа освоить технику микроскопирования и приготовления временных препаратов.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, вата, пинцет, ножницы, тетрадь, альбом. Таблица: схема устройства микроскопа и его частей.

Ход работы.

1. Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.

Механическая часть: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрический винты.

Оптическая часть: окуляры и объективы. Окуляр находится в верхней части тубуса и обращен к глазу. По цифре на верхней поверхности окуляра можно судить о кратности его увеличения (7, 10, 15). На противоположной стороне тубуса найдите вращающуюся пластину, или револьвер, в которой имеются три гнезда для объективов (они также имеют различную кратность: 8, 40, 90 – для изучения наиболее мелких объектов). Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива.

Осветительная часть: зеркало, конденсор и диафрагма. Конденсор находится между зеркалом и предметным столиком. Он состоит из 2-3 линз. Для перемещения конденсора существует винт, расположенный кпереди от микро - и макрометрического винтов. При опускании конденсора освещенность уменьшается, при поднимании увеличивается.

2. Схематически зарисуйте в альбом микроскоп и его части.

Правила работы с микроскопом.

1. Установите микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.

2. Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Когда объектив займет центрированное положение, в револьвере сработает устройство-защелка (слышится легкий щелчок).

3. Глядя в окуляр левым глазом, вращайте зеркало в разных направлениях, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.

4. Положите на предметный столик приготовленный препарат (покровным стеклом вверх), чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

5. Под контролем зрения медленно опустите тубус с помощью макровинта, чтобы объектив находился на расстоянии 2 мм от препарата.

6. Смотрите в окуляр и одновременно медленно поднимайте тубус до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение объекта.

7. Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, необходимо отцентрировать препарат, т.е. поместить объект в поле зрения.

8. Вращая револьвер, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения.

9. Опустите тубус под контролем глаза (смотрите не в окуляр, а сбоку) почти до прикосновения с препаратом.

10. Глядя в окуляр, медленно поднимайте тубус, пока не появится изображение.

11. Для тонкой фокусировки используйте микрометрический винт.

12. При зарисовке препарата смотрите в окуляр левым глазом.

Перепишите правила работы микроскопом в тетрадь для лабораторных работ.

Методика приготовления временного препарата.

 Возьмите предметное стекло, держа его за боковые грани, и положите на стол.

 Поместите в центр стекла объект, например кусочки ваты.

 Пипеткой нанесите на объект одну каплю воды.

 Возьмите покровное стекло (обязательно за боковые грани, иначе оставите отпечатки пальцев на поверхности) и положите его сверху на предметное стекло.

 Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом.

Зарисуйте в альбом, как выглядит объект под микроскопом при малом и большом увеличении.

Лабораторная работа № 2

Особенности строения клеток эукариот и прокариот

Цель: На основании изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот) показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении клеток бактерий, растений и животных как показатель единства организации живых форм.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, пинцеты, стаканы с водой, лук репчатый, микропрепарат клеток многоклеточных животных, культура бактерий, таблицы строения бактериальных, растительных и животных клеток.

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для этого отделите от кусочка луковицы мясистую чешуйку. На внутренней стороне ее находится тонкая пленка. Снимите ее пинцетом и отрежьте ножницами кусочек пленки размером несколько квадратных миллиметров. Положите на предметное стекло, капните капельку йода и накройте покровным стеклом. Рассмотрите его под малым и большим увеличением.

2. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного.

3. Приготовьте микропрепарат бактериальной культуры. Для этого на предметное стекло поместите каплю настоя богатого микрофлорой (обычно это настой мяса, рыбы). Рассмотрите препарат под малым и большим увеличением. Сделайте зарисовки, обращая внимание на взаимное расположение клеток, на соотношения размеров, форму бактерий. Добавив в каплю настоя тушь, можно приготовить негативный тушевой препарат, тогда в поле зрения отчетливо будут видны неокрашенные клетки бактерий.

4. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

5. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, растений и животных?

Лабораторная работа № 3

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

Цель: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

1. Ход работы.

1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:

 Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

 Чем можно объяснить такое направление движения воды?

 Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

 Как вы думаете, что могло бы произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

 Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Зарисуйте в альбом все, что вы видели на микропрепарате.

Лабораторная работа № 4

Митоз в клетках корешка лука

Цель: На готовом микропрепарате корешка лука убедиться в наличии фаз митотического деления. Во время изучения препарата подтвердить свои знания об этом процессе.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, таблица схемы митоза.

Ход работы.

1. Установите препарат под микроскопом и внимательно рассмотрите клетки.

2. Найдите делящиеся клетки на разных стадиях митоза.

3. Крупно нарисуйте контуры клеток и затем расположите в них наблюдаемые структуры.

Интерфаза. Ядро в клетке округлое, с четкими границами. В нем видны одно или два ядрышка. Хроматин в виде глыбок заполняет кариоплазму.

Профаза. Ядро заметно увеличивается, в нем исчезают ядрышки. В кариоплазме наблюдается как бы клубок, составленный из тонких нитей. Это хромосомы. В конце профазы оболочка ядра разрушается, и хромосомы выходят в цитоплазму.

Метафаза. Хромосомы заметно укорачиваются и утолщаются, приобретают вид сильно изогнутых палочковидных структур. Постарайтесь найти клетку, в которой хромосомы лежат в экваториальной плоскости, образуя звезду.

Анафаза. Сестринские хромосомы перемещаются к полюсам, поэтому в клетке можно увидеть фигуры, напоминающие две звезды. Обратите внимание, что хромосомы имеют вид шпильки. Центромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.

Телофаза. У противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки начинает формироваться перегородка, которая постепенно делит материнскую клетку на две дочерних.

4. Зарисуйте клетки на различных стадиях митоза и в интерфазе. На рисунке должны быть обозначены:

1) интерфаза (ядро, цитоплазма, хроматин);

2) профаза (хромосомы);

3) метафаза (материнская звезда);

4) анафаза (дочерние звезды);

5) телофаза (ядра дочерних клеток).

Обсудите в группе результаты лабораторной работы. Сравните сделанные с препаратов рисунки со схемой митоза.

2.Лабораторно-практические работы по теме: «Сравнительная гистология – учение о тканях многоклеточных организмов»

Лабораторно-практическая работа № 1

Изучение эпителиальных тканей

Цель: На готовом микропрепарате сравнить виды эпителиальной ткани и выявить сходство в их строении. Во время изучения микропрепарата убедиться в том, что разные типы эпителиальной ткани имеют одно происхождение.

Оборудование: Микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальных тканей, таблицы со схемой строения эпителиальной ткани.

Ход работы.

1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных видов эпителиальной ткани.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах и определите тип эпителиальной ткани на готовом микропрепарате.

3. Зарисуйте в альбом участок эпителиальной ткани, увиденной под микроскопом, и схематичное изображение данного типа эпителия с таблицы.

Сделайте вывод о строении разных типов эпителиальной ткани.

Лабораторно-практическая работа № 2

Изучение мышечной ткани

Цель: На готовом микропрепарате сравнить типы мышечной ткани и выявить отличия в строении гладкой и поперечно -полосатой мышечной ткани. Определить свойства мышечной ткани.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты поперечно -полосатой и гладкой мышечной ткани, таблицы со схемой строения мышечной ткани.

Ход работы.

1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты разных типов мышечной ткани.

2. Сопоставьте увиденное с изображением на таблицах и определите тип мышечной ткани на готовом микропрепарате.

3. Зарисуйте в альбом участок мышечной ткани, увиденной под микроскопом, и ее схематичное изображение с таблицы.

4. Рассмотрите таблицу «Свойства мышечной ткани» и запишите основные свойства мышц.

Сделайте вывод о свойствах мышечной ткани.

Обсудите в группе, какие раздражители – внешние и внутренние – могут вызывать возбуждение и сокращение мышц.

Планируемые результаты обучения по курсу «Биология. 6―7 класс».

Предметные результаты:

1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

2) умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;

3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;

5) умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;

6) умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам;

7) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;

8) сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;

9) сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;

10) сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;

11) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты, делать выводы на основании полученных результатов;

12) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;

13) понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических наук;

14) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

15) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;

16) умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;

17) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

18) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

19) овладение приемами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;

Формы контроля

Контроль результатов обучения в соответствии с данной образовательной программой проводится в форме письменных и экспериментальных работ, предполагается проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация

Для осуществления промежуточной аттестации используются контрольно-оценочные материалы, отбор содержания которых ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений — инвариантного ядра содержания действующих образовательной программы по биологии для общеобразовательных организаций. Задания промежуточной аттестации включают материал основных разделов курса биологии.

Контрольные измерительные материалы

При организации текущего контроля успеваемости обучающихся следует учитывать требования ФГОС ООО к системе оценки достижения планируемых результатов ООП, которая должна предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические и лабораторные работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, испытания и иное).

Выбор указанных ниже типов и примеров контрольных измерительных материалов обусловлен педагогической и методической целесообразностью, с учётом предметных особенностей курса «Биология 5―6 класс».

Перечень оценочных процедур должен быть оптимальным и достаточным для определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Нормы оценок за все виды проверочных работ

«5» ‒ уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: • отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; • не более одного недочёта.

«4» — уровень выполнения требований выше удовлетворительного:

• наличие 2―3 ошибок или 4―6 недочётов по текущему учебному материалу;

• не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу;

• использование нерациональных приемов решения учебной задачи.

«3» — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:

• не более 4―6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу;

• не более 3―5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.

«2» — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

• наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

• более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2020. рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. Учебник «Биология» 6 класс: учебник общеобразовательных учреждений авторов И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Под редакцией И.Н. Пономаревой. М., «Вентана- Граф», 2021 г.

Дополнительная учебная литература для учащихся

  1. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
  2. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.

Основная учебная литература для учителя:

  1. Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).
  2. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).
  3. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).

Дополнительная учебная литература для учителя:

  1. Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
  2. Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.

Перечень доступных источников информации:

В разделе представлен список книг и ссылок на сайты, в которых более подробно освящены различные аспекты рассматриваемых вопросов. Их можно рекомендовать как учителю, так и обучаемым, проявивших интерес к изучаемой теме.

  1. Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5―6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Никишов А.И., Петросова Р.А. и др. Биология в таблицах. - М.: «ИЛЕКСА», 1998.
  3. 3. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Уроки биологии. 5―6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. В.В. Пасечника. — М.: Просвещение, 2014.
  4. Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ — ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил. Фросин В.Н.,
  5. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
  6. Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/

Добавить комментарий