Аналитическая справка по итогам диагностических работ по определению уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-го классов
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по итогам диагностических работ по определению уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-го классов
МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» с.Ольгинское.
В соответствии с письмом Министерства просвещения РФ № 03-1510 от 14.09.2021 года « Об организации работы по повышению функциональной грамотности», приказом УОФС АМС Правобережного района от 27.10.2021 года № 142 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных образовательных учреждений Правобережного района в 2021-2022 учебном году», приказом МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсрова» от 27.10.2021 года № 222-С «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся» в декабре было проведено диагностическое тестирование обучающихся 8-9-х классов для оценки функциональной грамотности по трем направлениям.
Цель: определение уровня сформированности математической, читательской и естественнонаучной грамотности.
Сроки: 01.12.2021–11.12.2021.
Методы контроля: проведение диагностических работ.
Объект контроля: образовательные результаты по математической, читательской и естественнонаучной грамотности учащихся 8-9-х классов.
Исполнитель: заместителя директора (учебно-воспитательная работа) Хамицева Таиса Солтанбековна.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки читательской, математической и естественнонаучной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения. Контрольно-измерительные материалы нацелены на проверку практических навыков функциональной грамотности. Задания, предложенные в мониторинге, призваны исследовать состояние читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся и имеют четко выраженную прикладную направленность. При этом компетентность проявляется в решении задач, требующих применения приобретенных знаний и умений в условиях, несколько отличающихся от знакомых обучающимся. Еще одной важной составляющей является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Таким образом, познавательная деятельность включает.
-умение извлекать (вычитывать) информацию из текста;
-анализ, интегрирование и интерпретация информации в контексте;
-оценка проблем;
-применение полученных знаний в лично значимой ситуации
Математическая грамотность
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности математическая грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA: «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».
Основа организации оценки математической грамотности включает три структурных компонента:
˗ контекст, в котором представлена проблема;
˗ содержание математического образования, которое используется в заданиях;
˗ мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Общая характеристика диагностической работы:
Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Таблица 1
Примерное распределение вопросов заданий по содержательным областям
Содержательная область | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Количество | 3 | 3 | 2 | 2 |
Пространство и форма | 2 | 2 | 2 | 2 |
Изменение и зависимости | 3 | 3 | 4 | 4 |
Неопределенность и данные | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 9 | 9 | 9 | 9 |
Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Таблица 2
Примерное распределение заданий по компетентностным областям
Содержательная область | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Формулировать | 2 | 3 | 3 | 3 |
Применять | 2 | 2 | 2 | 2 |
Интерпретировать/оценивать | 3 | 2 | 2 | 2 |
Рассуждать | 2 | 2 | 2 | 2 |
Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)
Таблица 3
Распределение заданий по контекстам
Контекст | 8 класс | 9 класс | |
Число заданий в работе | Число заданий в работе | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Личная жизнь | 4 | 4 | 2 |
Образование/профессиональная деятельность | 4 | - | 4 |
Общественная жизнь | 1 | 5 | 3 |
Итого | 9 | 9 | 9 |
Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным категориям)
В работу 8 класса входят задания пяти уровней сложности: недостаточный, низкий, средний, повышенный, высокий.
В работу 9 класса входят задания трех уровней сложности: низкий, средний, высокий.
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | 8 класс | 9 класс | |
Число заданий в работе | Число заданий в работе | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Низкий | 5 | 5 | 4 |
Средний | 2 | 2 | 3 |
Повышенный | 2 | 2 | 2 |
Итого | 9 | 9 | 9 |
Тип задания по форме ответов
В вариантах 8 класса используются следующие типы заданий:
˗ с выбором нескольких верных ответов
˗ с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр)
˗ с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)
˗ с развернутым ответом
˗ на установление последовательности
˗ на перетаскивание объектов
В вариантах 9 класса используются следующие типы заданий:
˗ с выбором нескольких верных ответов
˗ с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
˗ с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)
˗ с развернутым ответом
˗ на установление последовательности
Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
Система оценки выполнения диагностической работы
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом (2 задания), двумя баллами (7 заданий).
Максимальный балл по каждому варианту составляет 16 баллов.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:
Уровень | 8 класс | 9 класс | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Недостаточный | 0-3 балла | 0-3 балла | 0-3 балла | 0-3 балла |
Низкий | 4-7 баллов | 4-7 баллов | 4-7 баллов | 4-7 баллов |
Средний | 8-12 баллов | 8-12 баллов | 8-12 баллов | 8-12 баллов |
Повышенный | 13-14 баллов | 13-14 баллов | 13-14 баллов | 13-14 баллов |
Высокий | 15-16 баллов | 15-16 баллов | 15-16 баллов | 15-16 баллов |
Читательская грамотность:
Особое внимание в диагностике читательской грамотности уделяется множественным текстам, которые взяты из разных источников, имеют разных авторов, опубликованы в разное время, но которые относятся к одной проблематике. При этом одиночные тексты также представлены в диагностических вариантах.
Общая характеристика диагностической работы по читательской грамотности:
Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Таблица1
Примерное распределение вопросов заданий по содержательным областям
8 класс
Содержательная область | Число заданий в работе | |
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Работа | 16 | 5 |
Изучение планеты | 0 | 11 |
Итого | 16 | 16 |
9 класс
Содержательная область | Число заданий в работе | |
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Работа | 5 | 5 |
Великие люди нашей страны | 0 | 11 |
Здоровье | 12 | 0 |
Итого | 17 | 16 |
Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Таблица 2
Примерное распределение заданий по компетентностным областям
Компетентностная область | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Находить и извлекать информацию | 6 | 5 | 5 | 5 |
Интегрировать и интерпретировать информацию | 7 | 7 | 8 | 7 |
Оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста | 3 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 16 | 16 | 17 | 16 |
Контекст (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)
Таблица 3
Распределение заданий по контекстам
Контекст | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Образование/профессиональная деятельность | 16 | 5 | 5 | 10 |
Общественная жизнь | 0 | 11 | 12 | 3 |
Множественный | 0 | 3 | ||
Итого | 16 | 16 | 17 | 16 |
Уровень сложности задания (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)
Задания в 8 классе различаются по уровню трудности: 1, 2 или 3 уровня. Вариант включает шесть простых заданий, семь заданий средней сложности и четыре более сложных задания со следующими критериями оценивания: легкой и средней сложности вопрос, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.
Задания в 9 классе также различаются по уровню сложности. Вариант включает почти равное число простых заданий и заданий средней сложности, а также более сложные задания более сложные со следующими критериями оценивания: низкой и средней сложности задание, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Низкий | 7 | 6 | 6 | 5 |
Средний | 7 | 7 | 9 | 9 |
Высокий | 2 | 3 | 2 | 2 |
Итого | 16 | 16 | 17 | 16 |
Тип задания по форме ответов
В вариантах работ 8 класса используются следующие типы заданий:
˗ задание с выбором одного верного ответа.
˗ задание с выбором нескольких верных ответов.
˗ задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр).
˗ задание с развернутым ответом.
˗ задание с выбором ответа и объяснением.
˗ задание с комплексным множественным выбором.
˗ задание на выделение фрагмента текста.
˗ задание на установление соответствия (несколько групп объектов).
В вариантах работ 9 класса используются следующие типы заданий:
˗ задание с выбором одного верного ответа.
˗ задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр)
˗ задание с развернутым ответом
˗ задание с выбором ответа и объяснением
˗ задание с комплексным множественным выбором
˗ задание на выделение фрагмента текста
˗ задание на установление соответствия (несколько групп объектов)
Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
Система оценки выполнения диагностической работы
Максимальный балл в 8 классе по Варианту 1 составляет 19 баллов, по Варианту 2 – 18 баллов.
Максимальный балл в 9 классе по Варианту 1 составляет 21 балл, по Варианту 2 – 18 баллов.
Выполнение заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности читательской грамотности:
Уровень | 8 класс | 9 класс | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Недостаточный | 0-4 балла | 0-4 балла | 0-3 балла | 0-3 балла |
Низкий | 5-7 баллов | 5-7 баллов | 4-7 баллов | 4-6 баллов |
Средний | 8-11 баллов | 8-11 баллов | 8-11 баллов | 7-10 баллов |
Повышенный | 12-15 баллов | 12-15 баллов | 12-15 баллов | 11-13 баллов |
Высокий | От 16 баллов | От 16 баллов | От 16 баллов | От 14 баллов |
Естественнаучная грамотность
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности естественнонаучная грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA. Согласно PISA естественнонаучную грамотность определяют три основные компетенции:
ü научное объяснение явлений;
ü применение естественнонаучных методов исследования;
ü интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
В измерительном инструментарии (заданиях) мониторинга ЕГ эти компетенции выступают в качестве. компетентностной области оценки В свою очередь, объектом проверки являются отдельные умения, входящие в состав трех основных компетенций ЕГ. Основа организации оценки ЕГ включает три структурных компонента:
- контекст, в котором представлена проблема;
- содержание естественнонаучного образования, которое используется в заданиях;
- компетентностная область, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с естественнонаучным содержанием, необходимым для её решения.
Общая характеристика диагностической работы:
Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Таблица 1
Примерное распределение заданий по содержательным областям
Содержательная область | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Живые системы | 4 | 5 | 5 | 6 |
Физические системы | 11 | 6 | 11 | 8 |
Науки о Земле и Вселенной | 0 | 3 | 0 | 1 |
Итого | 15 | 14 | 16 | 15 |
Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным компетентностным областям)
Таблица 2
Распределение заданий по компетентностным областям
Компетентностная область | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Научное объяснение явлений | 8 | 6 | 8 | 7 |
Применение естественнонаучных методов исследования | 3 | 3 | 4 | 4 |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | 4 | 5 | 4 | 4 |
Итого | 15 | 14 | 16 | 15 |
Контекст (распределение заданий и баллов по отдельным контекстам)
Таблица 3
Распределение заданий по контекстам
Контекст | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Личный | 11 | 7 | 6 | 7 |
Местный | 1 | 2 | 3 | 1 |
Глобальный | 3 | 5 | 7 | 7 |
Итого | 15 | 14 | 16 | 15 |
Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным уровням)
В работу входят задания трех уровней сложности: низкий, средний, высокий.
Таблица 4
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Низкий | 5 | 6 | 5 | 4 |
Средний | 8 | 5 | 7 | 8 |
Высокий | 2 | 3 | 4 | 3 |
Итого | 15 | 14 | 16 | 15 |
Тип задания по форме ответов
В вариантах 8 класса используются следующие типы заданий:
- с выбором одного верного ответа
- с выбором нескольких верных ответов
- с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
- с развернутым ответом
- с выбором ответа и пояснением к нему
- на установление соответствия
- комплексное задание, которое включает в себя краткий ответ или задание на выбор одного верного ответа или задание на соответствие и пояснение к нему в виде развернутого ответа
В вариантах 9 класса используются следующие типы заданий:
- с выбором одного верного ответа
- с выбором нескольких верных ответов
- с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
- с развернутым ответом
- с выбором ответа и пояснением к нему
- на установление соответствия
Таблица 5
Распределение заданий по типам
Типы заданий | 8 класс | 9 класс | ||
Число заданий в работе | Число заданий в работе | |||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
С выбором одного верного ответа | 4 | 4 | 4 | 4 |
С выбором нескольких верных ответов | 3 | 1 | 3 | 4 |
С кратким ответом | 2 | 1 | ||
С развернутым ответом | 6 | 6 | 7 | 6 |
С выбором ответа и пояснением к нему | 1 | |||
На установление соответствия | 2 | 1 | ||
Комплексное задание на соответствие и развернутый ответ к нему | 1 | |||
Итого | 15 | 14 | 16 | 15 |
Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
Система оценки выполнения диагностической работы
В работу 8 класса входят задания, которые оцениваются одним баллом, и двумя баллами.
В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом – 9, двумя баллами – 6.
Максимальный балл по варианту 1 составляет 19 баллов.
В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом – 9, двумя баллами – 5.
Максимальный балл по варианту 2 составляет 19 баллов.
В работу 9 класса входят задания, которые оцениваются одним баллом, и двумя баллами.
В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом – 9, двумя баллами – 7.
Максимальный балл по варианту 1 составляет 23 балла.
В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом – 8, двумя баллами – 7.
Максимальный балл по варианту 2 составляет 22 балла.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Задания с выбором одного ответа, кратким ответом и некоторые задания с выбором нескольких верных ответов и развернутым ответом оцениваются в 1, 0 баллов. Большинство заданий с развернутым ответом и с выбором нескольких верных ответов оцениваются в 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень сформированности естественнонаучной грамотности:
Уровень | 8 класс | 9 класс | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Недостаточный | 0-2 балла | 0-2 балла | 0-3 балла | 0-3 балла |
Низкий | 3-5 баллов | 3-5 баллов | 4-10 баллов | 4-10 баллов |
Средний | 6-9 баллов | 6-9 баллов | 11-15 баллов | 11-15 баллов |
Повышенный | 10-13 баллов | 10-13 баллов | 16-19 баллов | 16-19 баллов |
Высокий | 14-19 баллов | 14-19 баллов | 20-23 баллов | 20-22 баллов |
Основные результаты диагностических работ обучающихся 8-9 классов по математической, читательской и естественнонаучной грамотности
На период проведения оценки качества функциональной грамотности в 8а классе обучается – 13, в 8б классе-16 обучающихся, в 9 классе – 21обучающийся. Таким образом процент участия обучающихся 8-9 классов, принявших участие в данной оценочной процедуре, составил 100%.
Таблица 1.
Количество участников диагностики по уровню сформированности читательской грамотности
Уровень сформированности/класс | 8 | 9 |
Недостаточный | 11 (38%) | 3 (14%) |
Низкий | 6 (21%) | 15 (72%) |
Средний | 5 (17%) | 3 (14%) |
Повышенный | 7 (24%0 | 0 |
Высокий | 0 | 0 |
Как видно из данных таблицы, в 8-ом классе 7 человек достигли повышенного уровня сформированности читательской грамотности. 6-ть обучающихся 8-х классов имеют низкий уровень. Недостаточный уровень у 11 обучающихся.
В 9-ом классе большая половина обучающихся (15 человека) имеют низкий уровень сформированности читательской грамотности, 3 – недостаточный, 3- средний.
Общее распределение участников диагностики по уровню сформированности читательской грамотности представлено на Диаграмме 2.
Таблица 2. Уровни сформированности читательской грамотности у учащихся 8-9-х классов
Уровень сформированности/класс | 8-9 |
Недостаточный | 14 (28%) |
Низкий | 21 (42%) |
Средний | 8 (16%) |
Повышенный | 7 (14%) |
Высокий | 0 |
Таблица 3. Количество участников диагностики по уровню сформированности математической грамотности
Уровень сформированности/класс | 8 | 9 |
Недостаточный | 0 | 0 |
Низкий | 6 (21%) | 3 (14%) |
Средний | 18 (62%) | 17 (81%) |
Повышенный | 4 (14%0 | 1(3%) |
Высокий | 1(3%) | 0 |
Как видно из таблицы, учеников, достигших повышенного и высокого уровня сформированности математической грамотности 4-е в 8 классах и 1-н в 9-ом классе. Наибольшее количество учащихся 8-х классов (18 человек) имеют средний уровень, 6 человек – низкий уровень. В 9 классе 17 обучающихся показали средний уровень математической грамотности, 3 – низкий уровень и 1-н ученик повышенный уровень.
Общее распределение участников диагностики по уровню сформированности математической грамотности представлено в таблице 4.
Таблица 4. Уровни сформированности математической грамотности обучающихся 8-х и 9-го классов.
Уровень сформированности/класс | 8-9 |
Недостаточный | 0 |
Низкий | 9 (18%) |
Средний | 35 (70%) |
Повышенный | 5 (10%) |
Высокий | 1(2%) |
Таблица 5. Количество участников диагностики по уровню сформированности естественнонаучной грамотности
Уровень сформированности/класс | 8 | 9 |
Недостаточный | 0 | 2(9%) |
Низкий | 6 (21%) | 0 |
Средний | 7 (24%) | 8 (38%) |
Повышенный | 10 (34%0 | 10(48%) |
Высокий | 6(21%) | 1(5) |
Как видно из таблицы, учеников, достигших повышенного и высокого уровня сформированности естественнонаучной грамотности достаточно много. 6 обучающихся 8-х классов имеют низкий уровень, 7 человек – средний уровень. В 9 классе 2 обучающихся имеют недостаточный уровень, 0 – низкий, 8 – средний уровень и 11 челвек повышенный и высокий уровень сформированности естественнонаучной грамотности.
Общее распределение участников диагностики по уровню сформированности естественнонаучной грамотности представлено в таблице 6.
Таблица 6. Уровни сформированности естественнонаучной грамотности у учащихся 8-9-х классов
Уровень сформированности/класс | 8-9 |
Недостаточный | 2 (4%) |
Низкий | 6 (12%) |
Средний | 15 (30%) |
Повышенный | 20 (40%) |
Высокий | 7 (14%) |
Выводы и рекомендации
По результатам выполнения диагностических работ по функциональной грамотности в 8-х и 9-ом классах составлены рекомендации.
- По итогам выполнения диагностических работ 11% учащихся продемонстрировали недостаточные и 24% низкие уровни сформированности функциональной грамотности.
- Средний уровень сформированности функциональной грамотности имеют 39% участников.
- 21% учащихся достигли повышенного уровня сформированности функциональной грамотности, а 5% показали высокий уровень.
- Отмечаются дефициты в выполнении заданий с развернутым ответом, требующих самостоятельного описания хода опытов или построения логической цепочки обоснования выбора решения. Рекомендуется в рамках предметного обучения увеличить долю такого типа заданий для текущего контроля, а также заданий, опирающихся на ситуации жизненного характера.
- Обсудить результаты диагностических работ на заседаниях ШМО, продумать систему заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.
- Работать над повышением познавательной активности учащихся. Особое внимание уделять дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, с целью обеспечения развития 3-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) современных подростков. Основными видами деятельности обучающихся могут быть: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. 7.Особая роль должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности».
Исполнила: заместитель директора Т.С.Хамицева
Добавить комментарий