13дек2021

Аналитическая справка по итогам диагностических работ по определению уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-го классов

13.12.2021   0 2089

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам диагностических работ по определению уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-го классов

МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсурова» с.Ольгинское.

В соответствии с письмом Министерства просвещения РФ № 03-1510 от 14.09.2021 года « Об организации работы по повышению функциональной грамотности», приказом УОФС АМС Правобережного района от 27.10.2021 года № 142 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных образовательных учреждений Правобережного района в 2021-2022 учебном году», приказом МБОУ «Школа имени Х.-У.Мамсрова» от 27.10.2021 года № 222-С «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся» в декабре было проведено диагностическое тестирование обучающихся 8-9-х классов для оценки функциональной грамотности по трем направлениям.

Цель: определение уровня сформированности математической, читательской и естественнонаучной грамотности.

Сроки: 01.12.2021–11.12.2021.

Методы контроля: проведение диагностических работ.

Объект контроля: образовательные результаты по математической, читательской и естественнонаучной грамотности учащихся 8-9-х классов.

Исполнитель: заместителя директора (учебно-воспитательная работа) Хамицева Таиса Солтанбековна.

Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки читательской, математической и естественнонаучной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения. Контрольно-измерительные материалы нацелены на проверку практических навыков функциональной грамотности. Задания, предложенные в мониторинге, призваны исследовать состояние читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся и имеют четко выраженную прикладную направленность. При этом компетентность проявляется в решении задач, требующих применения приобретенных знаний и умений в условиях, несколько отличающихся от знакомых обучающимся. Еще одной важной составляющей является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Таким образом, познавательная деятельность включает.

-умение извлекать (вычитывать) информацию из текста;

-анализ, интегрирование и интерпретация информации в контексте;

-оценка проблем;

-применение полученных знаний в лично значимой ситуации

Математическая грамотность

В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности математическая грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA: «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».

Основа организации оценки математической грамотности включает три структурных компонента:

˗ контекст, в котором представлена проблема;

˗ содержание математического образования, которое используется в заданиях;

˗ мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Общая характеристика диагностической работы:

Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)

Таблица 1

Примерное распределение вопросов заданий по содержательным областям

Содержательная область

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Количество

3

3

2

2

Пространство и форма

2

2

2

2

Изменение и зависимости

3

3

4

4

Неопределенность и данные

1

1

1

1

Итого

9

9

9

9

Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)

Таблица 2

Примерное распределение заданий по компетентностным областям

Содержательная область

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Формулировать

2

3

3

3

Применять

2

2

2

2

Интерпретировать/оценивать

3

2

2

2

Рассуждать

2

2

2

2

Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)

Таблица 3

Распределение заданий по контекстам

Контекст

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Личная жизнь

4

4

2

Образование/профессиональная деятельность

4

-

4

Общественная жизнь

1

5

3

Итого

9

9

9

Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным категориям)

В работу 8 класса входят задания пяти уровней сложности: недостаточный, низкий, средний, повышенный, высокий.

В работу 9 класса входят задания трех уровней сложности: низкий, средний, высокий.

Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Низкий

5

5

4

Средний

2

2

3

Повышенный

2

2

2

Итого

9

9

9

Тип задания по форме ответов

В вариантах 8 класса используются следующие типы заданий:

˗ с выбором нескольких верных ответов

˗ с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр)

˗ с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)

˗ с развернутым ответом

˗ на установление последовательности

˗ на перетаскивание объектов

В вариантах 9 класса используются следующие типы заданий:

˗ с выбором нескольких верных ответов

˗ с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)

˗ с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)

˗ с развернутым ответом

˗ на установление последовательности

Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.

Система оценки выполнения диагностической работы

В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом (2 задания), двумя баллами (7 заданий).

Максимальный балл по каждому варианту составляет 16 баллов.

Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.

Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:

Уровень

8 класс

9 класс

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Недостаточный

0-3 балла

0-3 балла

0-3 балла

0-3 балла

Низкий

4-7 баллов

4-7 баллов

4-7 баллов

4-7 баллов

Средний

8-12 баллов

8-12 баллов

8-12 баллов

8-12 баллов

Повышенный

13-14 баллов

13-14 баллов

13-14 баллов

13-14 баллов

Высокий

15-16 баллов

15-16 баллов

15-16 баллов

15-16 баллов

Читательская грамотность:

Особое внимание в диагностике читательской грамотности уделяется множественным текстам, которые взяты из разных источников, имеют разных авторов, опубликованы в разное время, но которые относятся к одной проблематике. При этом одиночные тексты также представлены в диагностических вариантах.

Общая характеристика диагностической работы по читательской грамотности:

Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)

Таблица1

Примерное распределение вопросов заданий по содержательным областям

8 класс

Содержательная область

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Работа

16

5

Изучение планеты

0

11

Итого

16

16

9 класс

Содержательная область

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Работа

5

5

Великие люди нашей страны

0

11

Здоровье

12

0

Итого

17

16

Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)

Таблица 2

Примерное распределение заданий по компетентностным областям

Компетентностная область

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Находить и извлекать информацию

6

5

5

5

Интегрировать и интерпретировать информацию

7

7

8

7

Оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста

3

4

4

4

Итого

16

16

17

16

Контекст (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)

Таблица 3

Распределение заданий по контекстам

Контекст

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Образование/профессиональная деятельность

16

5

5

10

Общественная жизнь

0

11

12

3

Множественный

0

3

Итого

16

16

17

16

Уровень сложности задания (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)

Задания в 8 классе различаются по уровню трудности: 1, 2 или 3 уровня. Вариант включает шесть простых заданий, семь заданий средней сложности и четыре более сложных задания со следующими критериями оценивания: легкой и средней сложности вопрос, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.

Задания в 9 классе также различаются по уровню сложности. Вариант включает почти равное число простых заданий и заданий средней сложности, а также более сложные задания более сложные со следующими критериями оценивания: низкой и средней сложности задание, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.

Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Низкий

7

6

6

5

Средний

7

7

9

9

Высокий

2

3

2

2

Итого

16

16

17

16

Тип задания по форме ответов

В вариантах работ 8 класса используются следующие типы заданий:

˗ задание с выбором одного верного ответа.

˗ задание с выбором нескольких верных ответов.

˗ задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр).

˗ задание с развернутым ответом.

˗ задание с выбором ответа и объяснением.

˗ задание с комплексным множественным выбором.

˗ задание на выделение фрагмента текста.

˗ задание на установление соответствия (несколько групп объектов).

В вариантах работ 9 класса используются следующие типы заданий:

˗ задание с выбором одного верного ответа.

˗ задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр)

˗ задание с развернутым ответом

˗ задание с выбором ответа и объяснением

˗ задание с комплексным множественным выбором

˗ задание на выделение фрагмента текста

˗ задание на установление соответствия (несколько групп объектов)

Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.

Система оценки выполнения диагностической работы

Максимальный балл в 8 классе по Варианту 1 составляет 19 баллов, по Варианту 2 – 18 баллов.

Максимальный балл в 9 классе по Варианту 1 составляет 21 балл, по Варианту 2 – 18 баллов.

Выполнение заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности читательской грамотности:

Уровень

8 класс

9 класс

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Недостаточный

0-4 балла

0-4 балла

0-3 балла

0-3 балла

Низкий

5-7 баллов

5-7 баллов

4-7 баллов

4-6 баллов

Средний

8-11 баллов

8-11 баллов

8-11 баллов

7-10 баллов

Повышенный

12-15 баллов

12-15 баллов

12-15 баллов

11-13 баллов

Высокий

От 16 баллов

От 16 баллов

От 16 баллов

От 14 баллов

Естественнаучная грамотность

В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности естественнонаучная грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA. Согласно PISA естественнонаучную грамотность определяют три основные компетенции:

ü научное объяснение явлений;

ü применение естественнонаучных методов исследования;

ü интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

В измерительном инструментарии (заданиях) мониторинга ЕГ эти компетенции выступают в качестве. компетентностной области оценки В свою очередь, объектом проверки являются отдельные умения, входящие в состав трех основных компетенций ЕГ. Основа организации оценки ЕГ включает три структурных компонента:

  • контекст, в котором представлена проблема;
  • содержание естественнонаучного образования, которое используется в заданиях;
  • компетентностная область, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с естественнонаучным содержанием, необходимым для её решения.

Общая характеристика диагностической работы:

Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)

Таблица 1

Примерное распределение заданий по содержательным областям

Содержательная область

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Живые системы

4

5

5

6

Физические системы

11

6

11

8

Науки о Земле и Вселенной

0

3

0

1

Итого

15

14

16

15

Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным компетентностным областям)

Таблица 2

Распределение заданий по компетентностным областям

Компетентностная область

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Научное объяснение явлений

8

6

8

7

Применение естественнонаучных методов исследования

3

3

4

4

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

4

5

4

4

Итого

15

14

16

15

Контекст (распределение заданий и баллов по отдельным контекстам)

Таблица 3

Распределение заданий по контекстам

Контекст

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Личный

11

7

6

7

Местный

1

2

3

1

Глобальный

3

5

7

7

Итого

15

14

16

15

Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным уровням)

В работу входят задания трех уровней сложности: низкий, средний, высокий.

Таблица 4

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Низкий

5

6

5

4

Средний

8

5

7

8

Высокий

2

3

4

3

Итого

15

14

16

15

Тип задания по форме ответов

В вариантах 8 класса используются следующие типы заданий:

  • с выбором одного верного ответа
  • с выбором нескольких верных ответов
  • с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
  • с развернутым ответом
  • с выбором ответа и пояснением к нему
  • на установление соответствия
  • комплексное задание, которое включает в себя краткий ответ или задание на выбор одного верного ответа или задание на соответствие и пояснение к нему в виде развернутого ответа

В вариантах 9 класса используются следующие типы заданий:

  • с выбором одного верного ответа
  • с выбором нескольких верных ответов
  • с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
  • с развернутым ответом
  • с выбором ответа и пояснением к нему
  • на установление соответствия

Таблица 5

Распределение заданий по типам

Типы заданий

8 класс

9 класс

Число заданий в работе

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

С выбором одного верного ответа

4

4

4

4

С выбором нескольких верных ответов

3

1

3

4

С кратким ответом

2

1

С развернутым ответом

6

6

7

6

С выбором ответа и пояснением к нему

1

На установление соответствия

2

1

Комплексное задание на соответствие и развернутый ответ к нему

1

Итого

15

14

16

15

Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.

Система оценки выполнения диагностической работы

В работу 8 класса входят задания, которые оцениваются одним баллом, и двумя баллами.

В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом – 9, двумя баллами – 6.

Максимальный балл по варианту 1 составляет 19 баллов.

В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом – 9, двумя баллами – 5.

Максимальный балл по варианту 2 составляет 19 баллов.

В работу 9 класса входят задания, которые оцениваются одним баллом, и двумя баллами.

В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом – 9, двумя баллами – 7.

Максимальный балл по варианту 1 составляет 23 балла.

В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом – 8, двумя баллами – 7.

Максимальный балл по варианту 2 составляет 22 балла.

Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.

Задания с выбором одного ответа, кратким ответом и некоторые задания с выбором нескольких верных ответов и развернутым ответом оцениваются в 1, 0 баллов. Большинство заданий с развернутым ответом и с выбором нескольких верных ответов оцениваются в 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень сформированности естественнонаучной грамотности:

Уровень

8 класс

9 класс

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Недостаточный

0-2 балла

0-2 балла

0-3 балла

0-3 балла

Низкий

3-5 баллов

3-5 баллов

4-10 баллов

4-10 баллов

Средний

6-9 баллов

6-9 баллов

11-15 баллов

11-15 баллов

Повышенный

10-13 баллов

10-13 баллов

16-19 баллов

16-19 баллов

Высокий

14-19 баллов

14-19 баллов

20-23 баллов

20-22 баллов

Основные результаты диагностических работ обучающихся 8-9 классов по математической, читательской и естественнонаучной грамотности

На период проведения оценки качества функциональной грамотности в 8а классе обучается – 13, в 8б классе-16 обучающихся, в 9 классе – 21обучающийся. Таким образом процент участия обучающихся 8-9 классов, принявших участие в данной оценочной процедуре, составил 100%.

Таблица 1.

Количество участников диагностики по уровню сформированности читательской грамотности

Уровень сформированности/класс

8

9

Недостаточный

11 (38%)

3 (14%)

Низкий

6 (21%)

15 (72%)

Средний

5 (17%)

3 (14%)

Повышенный

7 (24%0

0

Высокий

0

0

Как видно из данных таблицы, в 8-ом классе 7 человек достигли повышенного уровня сформированности читательской грамотности. 6-ть обучающихся 8-х классов имеют низкий уровень. Недостаточный уровень у 11 обучающихся.

В 9-ом классе большая половина обучающихся (15 человека) имеют низкий уровень сформированности читательской грамотности, 3 – недостаточный, 3- средний.

Общее распределение участников диагностики по уровню сформированности читательской грамотности представлено на Диаграмме 2.

Таблица 2. Уровни сформированности читательской грамотности у учащихся 8-9-х классов

Уровень сформированности/класс

8-9

Недостаточный

14 (28%)

Низкий

21 (42%)

Средний

8 (16%)

Повышенный

7 (14%)

Высокий

0

Таблица 3. Количество участников диагностики по уровню сформированности математической грамотности

Уровень сформированности/класс

8

9

Недостаточный

0

0

Низкий

6 (21%)

3 (14%)

Средний

18 (62%)

17 (81%)

Повышенный

4 (14%0

1(3%)

Высокий

1(3%)

0

Как видно из таблицы, учеников, достигших повышенного и высокого уровня сформированности математической грамотности 4-е в 8 классах и 1-н в 9-ом классе. Наибольшее количество учащихся 8-х классов (18 человек) имеют средний уровень, 6 человек – низкий уровень. В 9 классе 17 обучающихся показали средний уровень математической грамотности, 3 – низкий уровень и 1-н ученик повышенный уровень.

Общее распределение участников диагностики по уровню сформированности математической грамотности представлено в таблице 4.

Таблица 4. Уровни сформированности математической грамотности обучающихся 8-х и 9-го классов.

Уровень сформированности/класс

8-9

Недостаточный

0

Низкий

9 (18%)

Средний

35 (70%)

Повышенный

5 (10%)

Высокий

1(2%)

Таблица 5. Количество участников диагностики по уровню сформированности естественнонаучной грамотности

Уровень сформированности/класс

8

9

Недостаточный

0

2(9%)

Низкий

6 (21%)

0

Средний

7 (24%)

8 (38%)

Повышенный

10 (34%0

10(48%)

Высокий

6(21%)

1(5)

Как видно из таблицы, учеников, достигших повышенного и высокого уровня сформированности естественнонаучной грамотности достаточно много. 6 обучающихся 8-х классов имеют низкий уровень, 7 человек – средний уровень. В 9 классе 2 обучающихся имеют недостаточный уровень, 0 – низкий, 8 – средний уровень и 11 челвек повышенный и высокий уровень сформированности естественнонаучной грамотности.

Общее распределение участников диагностики по уровню сформированности естественнонаучной грамотности представлено в таблице 6.

Таблица 6. Уровни сформированности естественнонаучной грамотности у учащихся 8-9-х классов

Уровень сформированности/класс

8-9

Недостаточный

2 (4%)

Низкий

6 (12%)

Средний

15 (30%)

Повышенный

20 (40%)

Высокий

7 (14%)

Выводы и рекомендации

По результатам выполнения диагностических работ по функциональной грамотности в 8-х и 9-ом классах составлены рекомендации.

  1. По итогам выполнения диагностических работ 11% учащихся продемонстрировали недостаточные и 24% низкие уровни сформированности функциональной грамотности.
  2. Средний уровень сформированности функциональной грамотности имеют 39% участников.
  3. 21% учащихся достигли повышенного уровня сформированности функциональной грамотности, а 5% показали высокий уровень.
  4. Отмечаются дефициты в выполнении заданий с развернутым ответом, требующих самостоятельного описания хода опытов или построения логической цепочки обоснования выбора решения. Рекомендуется в рамках предметного обучения увеличить долю такого типа заданий для текущего контроля, а также заданий, опирающихся на ситуации жизненного характера.
  5. Обсудить результаты диагностических работ на заседаниях ШМО, продумать систему заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.
  6. Работать над повышением познавательной активности учащихся. Особое внимание уделять дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, с целью обеспечения развития 3-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) современных подростков. Основными видами деятельности обучающихся могут быть: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. 7.Особая роль должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности».

Исполнила: заместитель директора Т.С.Хамицева

Добавить комментарий