24дек2019

Внеклассное мероприятие - викторина «Как я знаю басни И.А.Крылова»

24.12.2019   0 2829

Цели:привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора;

продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни, тематикой и художественным своеобразием языка басен Крылова;

развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть басен,

развивать творческие способности учащихся (драматического перевоплощения, умений работать на сцене, со слушателем, партнёром по сцене, владеть голосом, жестом, мимикой);

формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся,

средствами литературы воспитывать чувство любви к русскому слову, точному, яркому,

средствами литературы воспитывать положительные морально-нравственные качества личности.

Форма проведения: викторина.

Оборудование:

презентация по творчеству И.А.Крылова;

рисунки ребят к басням;

выставка книг.

Ход мероприятия

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме мероприятия.

1. Слово учителя.

- Наш сегодняшний литературный праздник посвящён И.А. Крылову, русскому баснописцу. Больше ста лет не только дети, но и взрослые читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы.

2 февраля 2019 года исполнилось 250 лет со дня его рождения. Он смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». И сегодня вы вспомните некоторые басни Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь… А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь… Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца.

Басни «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, не устарели, они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

  1. Выступление учащихся.

Ведущий 1. И.А.Крылов (1769-1844 гг.) родился 2 февраля 1769 г. в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Первые годы детства Крылов провел в Оренбурге, куда, по случаю Пугачевского бунта, переведен был отец его, служивший в армии капитаном.

Ведущий 2. По окончании бунта отец Крылова переехал в Тверь, где заботливая, хотя и малообразованная, жена его занялась воспитанием сына и, по смерти мужа в 1780 году, оставшись без всяких средств к жизни, определила мальчика канцелярским чиновником сначала в Калязинский уездный суд, а затем в Тверской магистрат. Будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Ведущий 3. В 1782 г. Крылов переехал с матерью в Петербург и поступил на службу в казенную палату, откуда перешел в Кабинет Его Величества. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Своему сыну Андрей Прохорович оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Ведущий 4. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным. Когда умерла мать, в 1788 г., Иван Андреевич оставил службу и предался литературе, в которой давно уже пробовал свои силы, написавши еще 15 лет от роду оперу «Кофейница», а потом две трагедии: «Клеопатра» и «Филомела», не отличавшиеся, впрочем, никакими литературными достоинствами. В 1789 г. Крылов основал журнал «Почта духов», в котором в первый раз и с большим успехом выступил на поприще сатиры.

Ведущий 5. На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», и по совету тогдашнего знаменитого поэта - баснописца И.И. Дмитриева посвятил себя этому роду поэзии, в котором

стяжал себе бессмертную славу знаменитого нашего народного писателя.

Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.

Ведущий 6. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

Ведущий 7. По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».

В. Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, он говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

В 1812 г. Крылов был определен на службу в Императорскую Публичную Библиотеку, где оставался до 1841 г., и затем, выйдя в отставку, умер в Петербурге 9 ноября 1844 г., не писавши уже до конца своей жизни ничего, кроме басен.

Ведущий 8. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт

выполнил персонажи басен в бронзе.

Ведущий 9. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Ведущий 10. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему

около «дедушки Крылова» всегда цветы?

Ведущий 11. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.

Ведущий 12. Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова

Ведущий 13. Сегодня мы вспомним басни этого замечательного человека.

  1. 2. Конкурсы (после каждого конкурса учащиеся читают басни).

1 конкурс. «Узнай басню по цитате».

- Ведущий. Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои. Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»).

- «Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»).

- «А ларчик просто открывался». («Ларчик»).

- «А Васька слушает, да ест». («Кот и Повар»).

- «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська»).

- «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»).

- «Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Крыса»).

- «Слона-то я и не приметил». («Любопытный»).

- «Вперёд своей беде не смейся, голубок» («Чиж и Голубь»).

- «Как белка в колесе». («Белка»).

2 конкурс. «Продолжи строки из басни»

- Ведущий

1) Ты всё пела, это дело … (Так пойди же попляши)

2) Когда в товарищах согласья нет … (на лад их дело не пойдёт)

3) Уж сколько раз твердили миру, ... ( что лесть гнусна, вредна)

4) Ай, Моська, знать она сильна… (что лает на слона)

5) За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха… (за то, что хвалит он Кукушку).

3 конкурс – «Узнай басню».

- Ведущий. Сейчас вам будет предложено несколько слов из хорошо известной басни. Все слова в форме именительного падежа. Вы должны поочерёдно отгадать басню.

- Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза…

- Волк, угол, зубы, шерсть, глаза…

- Волк, кость, беда…

- Улица, Слон, зеваки…

- Старость, глаза, очки, Мартышка…

(Ответы:«Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Волк и Журавль», «Слон и Моська», «Мартышка и очки»).

4 конкурс – «Что в мешке» (В мешке лежат игрушки – животные, один ученик из класса вытаскивает одну игрушку и класс называет три басни Крылова с этим животным).

Назовите по три басни Крылова о:

- лисе («Ворона и Лисица», «Лиса», «Лисица и Осёл»)

- волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Волк и овцы»)

- медведе («Квартет», «Трудолюбивый Медведь», «Медведь у пчёл»)

- обезьяне («Обезьяна», «Квартет», «Зеркало и обезьяна»).

5 конкурс - «Найди пару» (соединить на листочках слова)

Голоден как волк

Хитёр лиса

Труслив заяц

Здоров бык

Изворотлив змея

Надут мышь, индюк

Нем рыба

Упрям осёл

Болтлив сорока

Смелый лев

Трудолюбивый муравей

Скользкий налим

6 конкурс: «Здравствуй, театр!» (инсценировка басен Крылова)

Ведущий.

Мы приглашаем вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняем роли.

- «Ворона и Лисица»

- «Ларчик»

Ученик 13. Крылов отрицательно относительно к царю Александру 1, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне «Квартет».

В 1810 году Александр 1 перестроил Государственный Совет, разделив его на четыре департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.

- «Ворона и Лисица»

– «Ларчик»

7 конкурс - Кроссворд «И.А.Крылов»

Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.

1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)

2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка

затеяли сыграть… (Квартет)

3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)

4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)

5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)

6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)

7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их,

что только брызги засверкали». Что это? (Очки)

8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надо же беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк).

- Учитель. Наш праздник подошёл к концу. Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове. Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актёр, художник, музыкант.

Добавить комментарий