13июн2018

Положение о библиотеке

13.06.2018   0 2257

1.6. Формирование библиотечного фонда и комплектование библиотечно-информационных ресурсов осуществляется в соответствии с образовательными программами Школы и с учетом установленного законодательством Российской Федерации запрета на распространение экстремистских материалов.

2. Цели, задачи, функции библиотеки

2.1. Основными целями и задачами библиотеки Школы являются:

  • обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
  • привлечение учащихся к систематическому чтению учебной, художественной, научно-популярной литературы;
  • организация чтения в целях успешного изучения учащимися учебных предметов, лучшего усвоения общеобразовательных программ;
  • содействие развитию познавательных интересов и способностей учащихся;
  • обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
  • содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
  • совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;
  • проверка библиотечного фонда и новых поступлений по актуальному (на момент поступления) Федеральному списку экстремистских материалов для исключения возможности распространения экстремистских материалов в соответствии с ФЗ №114;
  • обеспечение защиты детей от вредной для их здоровья и развития информации в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2.2. Библиотека выполняет следующие функции:

2.2.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других организаций;
  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в Школе (публикаций и работы педагогов Школы, лучших научных работ и рефератов учащихся и др.);
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

2.2.2. Создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю Школы;
  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.).

2.2.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности учащихся;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности;
  • содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса и досуга учащихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр).

2.2.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием учащихся;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций);
  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры учащихся; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.

2.2.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) учащихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся.

2.3. Не допускается наличие материалов и публикаций, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающей необходимость такой деятельности, обосновывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой либо этнической, социальной, национальной или религиозной группы. К таким материалам в соответствии со ст.13 ФЗ №114 относятся:

- официальные материалы экстремистских организаций (в библиотеке на видном месте размещен список литературы, запрещенной к использованию и распространению на территории РФ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти);

- материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-нормативными актами за преступление против мира и человечества;

- иные, в том числе анонимные материалы, содержащие признаки, предусмотренные ч.1 ст.1 ФЗ №114;

- информация, предусмотренная ч.2 ст.5 ФЗ №436, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу из жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

3. Организация деятельности библиотеки

3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор Школы.

3.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь, который назначается директором Школы.

3.3. Педагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за:

организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями;

обновление (ежемесячное) перечня экстремистских материалов, размещенного в доступном для посетителей библиотеки месте (в соответствии с Федеральным списком экстремистских материалов на официальном сайте Министерства юстиции РФ http://minjust.ru);

недопущение поступления, хранения и распространения литературы и цифровых носителей, содержащихся в Федеральном списке экстремистских материалов, направленных на причинение вреда здоровью учащихся, формированию национальной, классовой, социальной нетерпимости и иных проявлений экстремизма, а также на пропаганду насилия, жестокости, наркомании, токсикомании, порнографии и антиобщественного поведения;

систематическое отслеживание поступающей в библиотеку литературы в соответствии с Федеральным списком экстремистских материалов на предмет наличия изданий, включенных в вышеуказанный список;

проведение регулярной сверки (не реже одного раза в квартал) библиотечного фонда Школы с Федеральным списком экстремистских материалов на предмет наличия изданий, включенных в вышеуказанный список с составлением акта сверки библиотечного фонда.

3.4. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет директору Школы на утверждение следующие документы:

  • положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
  • структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ;
  • положение о платных услугах библиотеки;
  • планово-отчетную документацию;
  • технологическую документацию.

3.5. Структуру библиотеки составляют:

  • абонемент;
  • читальный зал;
  • отдел учебников;
  • отдел информационно-библиографической работы;
  • фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами;
  • медиатека.

3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с программами и планами работы библиотеки Школы на основе библиотечно-информационных ресурсов.

3.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом Школы.

3.8. Библиотека обеспечивается:

  • комплектованием библиотечно-информационных ресурсов;
  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров и в соответствии с положениями санитарных правил и нормативов, обеспечивающими сохранность книг;
  • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами.

3.9. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор в соответствии с уставом Школы.

3.10. Режим работы библиотеки определяется педагогом-библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка Школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
  • одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • не менее одного раза в месяц – методического дня.

3.11. В целях реализации основных задач библиотека, формируя фонд библиотечно-информационных ресурсов, комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных (бумажных, цифровых) носителях информации, не противоречащими требованиям ст.5 ФЗ №436 и ст. 13 ФЗ №114, не содержащими материалов экстремистской направленности и не входящих в Федеральный список экстремистских материалов.

4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда

4.1. Сведения о включаемых в библиотечный фонд документах фиксируются в книге суммарного учета библиотечного фонда (листы суммарного учета библиотечного фонда, журнал).

4.2. Суммарный учет поступления электронных сетевых локальных документов ведется в электронном реестре.

4.3. Документы, подготовленные к приему в библиотечный фонд, подвергаются первичной обработке и индивидуальному учету.

4.4. Индивидуальный учет документов осуществляется путем присвоения каждому экземпляру документа регистрационного номера, иного знака в качестве регистрационного номера (системного номера компьютерной программы, штрих-кода и других). Индивидуальный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в фонде библиотеки. Регистрационные номера исключенных из фонда документов не присваиваются вновь принятым документам.

4.5. Регистрационные номера проставляются непосредственно на документах и отражаются в регистре индивидуального учета документов, принятом в библиотеке.

4.6. В регистр вписываются данные о каждом документе: дата записи в регистре, регистрационный номер, краткое библиографическое описание документа (автор, заглавие, том, часть, выпуск, место и год издания), цена документа.

4.7. Индивидуальный учет периодических изданий ведется в регистрационной картотеке периодических изданий, предназначенной для учета каждого названия и каждого экземпляра (в автоматизированной базе данных).

4.8. Документы, включаемые в фонд библиотеки, маркируются. При этом могут быть использованы штемпели, книжные знаки, индивидуальные штриховые коды, другие виды маркировки.

4.9. На документах, являющихся приложением к основному носителю и его неотъемлемой частью, проставляются те же реквизиты, что и на основном документе.

4.10. На принятых первичных учетных документах производится запись, подтверждающая, что поступившие документы приняты в библиотечный фонд как в объект особо ценного движимого имущества или как в объект иного движимого имущества.

4.11. Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления, передаются главному бухгалтеру для включения в учет библиотечного фонда.

4.12. Документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие документы исключаются из библиотечного фонда и списываются.

4.13. Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда по форме 0504144 (далее – акт о списании), утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

4.14. К акту о списании прилагается список на исключение объектов библиотечного фонда (далее – список), который включает следующие сведения: регистрационный номер и шифр хранения документа, краткое библиографическое описание, цену документа, зафиксированную в регистре индивидуального учета документов, коэффициент переоценки, цену после переоценки и общую стоимость исключаемых документов.

4.15. Для печатных документов временного хранения допускается замена списка книжными формулярами.

4.16. Для документов, обработанных групповым (упрощенным) способом, вместо списка дается перечень регистрационных номеров, вид исключаемых изданий, их количество.

4.17. К акту о списании по причине утраты и списку прилагаются документы, подтверждающие утрату (пояснительная записка, в случае кражи или хищения – протокол, акт, заключение уполномоченных органов, при возмещении ущерба – финансовый документ о возмещении ущерба).

4.18. После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, первый экземпляр акта о списании со списком и документом, подтверждающим выбытие, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается в библиотеке.

5. Проверка наличия документов библиотечного фонда

5.1. Проверка наличия документов библиотечного фонда (далее – проверка фонда) производится в обязательном порядке:

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации библиотеки.

5.2. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в соответствии с действующим законодательством.

6. Делопроизводство

6.1. Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства.

6.2. В библиотеке ведутся и хранятся:

  • регистры индивидуального и суммарного учета документов библиотечного фонда:
  • регистрационные книги;
  • инвентарные книги;
  • книги суммарного учета;
  • учетный каталог;
  • топографические описи и каталоги;
  • журнал выдачи электронных носителей;
  • акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда;
  • учетные документы, подтверждающие поступление документов в библиотечный фонд (накладные, акты о приеме, акты сдачи-приемки);
  • акты о результатах проведения проверки наличия документов библиотечного фонда.

Добавить комментарий