29июн2014

Справочное пособие родителям и школьникам

29.06.2014   0 2784

Родителям школьника и школьникам старшей ступени

Справочное пособие

ВВЕДЕНИЕ. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Вы держите в руках брошюру, подготовленную в рамках просветительского проекта «Знание детей и родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"». Цель нашей работы заключается в том, чтобы сформировать у Вас и других людей понимание, конструктивный настрой и умение отстаивать свои права как участников образовательного процесса и в какой-то мере способствовать осознанному исполнению Вами своих обязанностей. Наш разговор будет строиться вокруг комплекса прав, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Далеко не последнюю роль в обеспечении защиты прав детей должна сыграть позиция самих детей, которая может выступать активным стимулятором их соблюдения. Знание детей о своих правах и возможных действиях в случае их нарушения, умение использовать имеющиеся возможности для защиты своих прав и прав своих товарищей очень важны.

Несмотря на то, что в области соблюдения прав детей разработано достаточно много информационных, просветительских, рекламных и методических материалов, доступ к ним весьма ограничен, а информированность специалистов, педагогов, родителей и самих детей крайне низка. Данная работа вносит вклад в решение данной проблемы.

Права детей и других участников образовательного процесса зафиксированы не только в Законе, но и в целом ряде международных документов, имеющих в Российской Федерации прямое действие, а также в Конституции РФ и других законах. Каждому человеку важно не просто знать свои права, но и понимать, как эти права можно реализовать. Информация об этом содержится в ряде документов, разработанных Правительством Российской Федерации, Министерством образования и науки, региональными и местными органами власти.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «мировой конституции прав ребенка» − Конвенции о правах детей.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка, признание их приоритетности в обществе и провозглашение равенства прав детей и взрослых. Данный документ охватывает четыре основных требования, которые должны быть обеспечены правами детей: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества.

В основу Конвенции заложены два основополагающих принципа.

Первый – ребенок является самостоятельным субъектом права. Поэтому, охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция одновременно признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

Второй – приоритет интересов детей перед потребностями семьи, общества, школы, религии. «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, администрациями или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

В нашей стране право на образование является одним из важнейших социально-культурных прав личности. Оно закреплено в Конституции Российской Федерации, Гражданском (ГК), Трудовом (ТК) и Семейном (СК) кодексах и гарантировано ими. Реализация права на образование является предпосылкой получения качественного образования, дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, а также реализации личных, экономических и иных прав. В Семейном Кодексе есть специальный раздел «Права и обязанности родителей и детей». В одной из глав раздела, которая называется «Права несовершеннолетних детей», прописаны права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию, право на изменение имени и фамилии, имущественные права ребенка. Семейный кодекс России предоставляет ребенку значительно больше возможностей в самостоятельном осуществлении и защите своих прав и интересов, чем это предусматривается международными документами.

Правовой статус ребенка – это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения им совершеннолетия. Правовой статус ребенка меняется в процессе взросления. Набор прав и обязанностей, характер ответственности определяются возрастом ребенка.

Реализация прав ребенка на образование начинается с 2-месячного возраста, когда он получает право на посещение детского сада. С 6 лет ребенок имеет право на поступление в школу (право на образование, ст.43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцелярских принадлежностей или продуктов); сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьими лицами (ст. 28 ГК Российской Федерации).

С 10 лет ребенок имеет право дать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на свое усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132, 134, 154 СК Российской Федерации).

С 14-летнего возраста правовой статус ребенка значительно расширяется. У детей, достигших 14-летнего возраста, есть право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве Российской Федерации»), право отмены усыновления (ст.142 СК Российской Федерации), право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст.62 СК Российской Федерации), право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, право самостоятельно совершать некоторые сделки, нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК Российской Федерации), а также за причиненный вред от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК Российской Федерации), право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст.63 ТК Российской Федерации), право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК Российской Федерации), право на поощрение за труд (ст.191 ТК Российской Федерации); право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для себя время (ст.267 ТК Российской Федерации); право на объединение в профсоюзы (ст.21 ТК Российской Федерации); право и обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации»).

С 15-летнего возраста у подростка появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан); право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования, либо продолжение его освоения по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК Российской Федерации). С 16-летнего возраста молодой человек имеет право работать не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК Российской Федерации); право на признание членом кооператива (ст.26 ГК Российской Федерации); право с разрешения органа местного самоуправления при наличии уважительной причины вступить в брак (ст.13 СК Российской Федерации); право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК Российской Федерации).

Соблюдение прав детей в системе образования имеет значение в первую очередь для самих детей и их родителей, но не только для них. Оно имеет существенное значение для развития системы образования и общества в целом. Правонарушения детей есть следствие нарушения прав детей. Развитие системы образования невозможно без ее демократизации, суть которой − государственные и педагогические гарантии соблюдения прав личности в системе образования.

Эта работа написана для родителей и детей. Разделить их права и, самое главное, меры по реализации этих прав, оказывается невозможным. Закон определил что обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений.

При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Постепенно, по мере взросления, учащиеся начинают самостоятельно выполнять все большее количество действий. Конечно, в общем виде, границей взрослой жизни является совершеннолетие. После его наступления обучающиеся могут самостоятельно принимать решения относительно выполнения каких-то действий и построения отношений, а для несовершеннолетних обучающихся в таких ситуациях требуется согласие их родителей (законных представителей).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существенно расширил права детей на образование и личностные права детей, упорядочил и систематизировал их.

Закон установил, что мнение учащихся и самостоятельная реализация их прав могут быть реализованы гораздо раньше наступления совершеннолетия. Пример обязательного учета мнения ученика: ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (при этом закон обязывает родителей учитывать мнение самого ученика).

Вы могли отметить, что в законе часто встречаются слова «может», «по согласию», «совместно» и т.д. Это сделано для того, чтобы учесть неравномерность взросления. Кто-то из детей и в 14-15 лет может принимать решения и нести за них ответственность, а кто-то и к 20 годам продолжает нуждаться в опеке и поддержке со стороны родителей. Это нормальная ситуация, и закон предоставляет ребенку возможность самостоятельной реализации прав по мере его готовности к этому.

Вряд ли возможна ситуация, когда все из существующих прав детей будут соблюдаться в полном объеме, но такое положение должно быть целью и приоритетом не только для участников образовательного процесса, но и для всего социума.

Однако необходимо помнить о том, что положение человека в обществе определяется не только его правами, но также его обязанностями и ответственностью. Реализовать свои права можно, только исполняя обязанности и неся ответственность. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права, Конституцию России, законы и нормы морали. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность − уважать наши.

ПРАВА ДЕТЕЙ В РАМКАХ ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Французское выражение "l’esprit et la letter" дословно означает «дух и буква». Есть такие понятия, как «дух закона» и «буква закона». Довольно упрощённо можно сказать, что дух закона − это цели, им преследуемые, а буква закона − это формальные требования, которые выставляются для достижения этой цели, то есть буквальная формулировка закона, которая не всегда идеальна.

Дух − это главный смысл, который может быть выражен множеством способов и буквосочетаний. Когда человек понимает смысл того, о чем он говорит, он может сказать об этом по-разному, и будет ясно, что он говорит об одном и том же. В каждом из вариантов основной смысл выражается по-своему, но с взаимным обогащением. Так главный смысл приобретает объемные формы и становится емким. В этой работе мы попытаемся объяснить дух закона, а вот понимание буквы закона Вам лучше получить в процессе знакомства с оригиналом текста, ссылки на который мы, конечно же, дадим.

Кто такие обучающиеся?

Общее название для всех людей в нашей стране, которые учатся − это обучающиеся. К обучающимся, в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации, относятся:

1) воспитанники − лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся − лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) − лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования,

программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

Кроме этого, есть еще аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели.

Есть еще и экстерны − те, кто обучается дома или самостоятельно и кто прикреплен к организации, осуществляющей образовательную деятельность, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Кто является родителями?

Закон определяет и то, кто является родителями. При этом используется формулировка «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся». Законными представителями несовершеннолетних (не достигших возраста 18 лет) являются родители, усыновители и опекуны (далее мы будем говорить о родителях, подразумевая также их). Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в суде, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются родителями, усыновителями или попечителями, за исключением случаев, когда предусмотрено право несовершеннолетнего самостоятельно вступать в гражданские, брачно-семейные, трудовые и иные 12 правоотношения и защищать свои права и интересы самостоятельно. Мы увидим, что таких случаев немало.

Статья 33. Обучающиеся.

Статья 63. Общее образование.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВА В РАМКАХ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Право на выбор

Закон предоставляет учащимся широкие права на выбор как в системе образования, так и в школе, где вы учитесь, и даже вне школы.

Одновременно закон обязывает школу или органы управления образованием такой выбор предоставить. Нужно сказать, что не всегда это возможно сделать по объективным причинам. Например, обучающимся предоставляется право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. Понятно, почему закон дает ограничение по возрасту − все-таки вопрос выбора школы очень ответственное дело, и здесь (до окончания учащимся 9 класса) приоритетным является мнение его родителей.

Примерно на таких же условиях вы имеете право выбрать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы и в порядке, установленном документами самой школы.

Или, например, представим себе, что вы живете в деревне, селе или маленьком городе, где есть только одна школа. Конечно, в этом случае ваш выбор будет ограничен, если только вы не решите переехать в другое место, где школ несколько.

Если вы решите перейти в другую школу, вы имеете право на перевод в нее в том случае, если она реализует образовательную программу соответствующего уровня, а вот детали того, как оформить перевод, должно определить Министерство образования и науки Российской Федерации.

Ученик имеет право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Самостоятельный выбор можно делать после получения основного общего образования, а до этого − совместно с родителями.

В отдельных случаях в школе может быть организовано профильное обучение с учетом ваших образовательных потребностей и интересов, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. В этом случае выбор профильного обучения также осуществляется учениками и родителями.

Право на выбор реализуется учениками и во внеклассной жизни школы. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе, но не предусмотрены учебным планом.

Мало того, закон запрещает привлекать обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Как можно получать образование?

В соответствии с законом обучаться можно либо в организации, либо вне организации. Если вы обучаетесь в организации, то это можно делать очно, очно-заочно и заочно. Если вы обучаетесь вне организации, это можно делать в форме домашнего обучения или самообразования.

В общем виде формы и место обучения для каждого уровня образования должен определить образовательный стандарт.

Закон уже определил, что образование до 9 класса может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне этих организаций − в форме семейного образования, а учиться в 10 и 11 классах можно самостоятельно, в форме самообразования.

В том случае, если вы учитесь в семье, по решению родителей (законных представителей) с учетом вашего мнения на любом этапе обучения вы вправе продолжить образование в образовательной организации.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения.

Добавить комментарий